|
||
ГЛАВА 4. Редактирование объектов
Разрабатывая практически любой рисунок с помощью редактора CorelDRAW, вы вряд ли сможете сразу создать требуемые объекты. В процессе работы вам придется изменять форму объектов, чтобы достигнуть должного результата. Изменение формы объектов является одной из самых распространенных операций при работе с документами CorelDRAW. В этой главе мы рассмотрим основные приемы изменения формы разнообразных объектов.
Увеличение и уменьшение объектов
Начнем с изменения размера. Если после создания объекта вы захотели изменить его размер, то сделать это предельно просто.
> Создайте любой объект или выделите один из ранее созданных объектов. Выделенный объект обрамлен маркерами.
> Установите указатель мыши на правый нижний маркер. Указатель примет
вид \
> Нажав и удерживая кнопку мыши, начните перемещать указатель Рамка объекта начнет изменяться (увеличиваться или уменьшаться - смотря в какую сторону вы перемещаете указатель).
> Переместите указатель правее и ниже исходной позиции, после чего отпустите кнопку мыши. Объект будет увеличен, при этом будут сохранены его пропорции, то есть соотношение ширины и высоты.
Чтобы уменьшить объект, необходимо передвигать указатель мыши в противоположном направлении
Для изменения размера с сохранением исходных пропорций можно воспользоваться не только правым нижним маркером, но и любым другим, расположенным в одном из углов рамки обрамления. Следует отметить, что если в процессе изменения
размера объекта нажать и удерживать клавишу shittj^ то изменение размера будет происходить относительно центра объекта. Давайте убедимся в этом.
> Убедитесь, что объект, размеры которого следует изменить, выделен
> Нажмите и удерживайте клавишу shift|.
|
||
|
||
> Удерживая клавишу shift| и нажав и удерживая кнопку мыши, растяните объект за правый нижний маркер, после чего отпустите кнопку мыши
Как видите, в данном случае объект равномерно растягивался со всех сторон, а центр объекта остался в той же точке.
|
||
|
||
|
|||
Редактирование объектов | 59
|
|||
|
|||
Для изменения размера объекта только по горизонтали или только по вертикали следует выполнить вышеописанные действия, используя маркеры, расположенные не в углах, а на сторонах ограничивающей рамки.
Схематически соответствие различных маркеров разным действиям представлено на Рис. 4.1. При этом стрелки показывают направление, в котором можно менять размер с помощью маркера.
|
|||
|
|||
\ t /
|
|||
|
|||
![]() |
|||
|
|||
Рис. 4.1. Схема изменения размера объекта
|
|||
|
|||
Попробуем изменить ширину объекта, не меняя высоты.
> Установите указатель мыши на средний маркер на правой стороне рамки обрамления объекта. Указатель мыши примет вид ^-►.
> Нажав и удерживая кнопку мыши, перемещайте указатель вправо и влево. Обратите внимание, что размер рамки объекта изменяется только по горизонтали.
> Переместите указатель левее исходной позиции и отпустите кнопку мыши. Ширина объекта будет уменьшена, при этом высота останется неизменной.
Точно так же можно изменить и высоту, используя средний прямоугольник в нижней или верхней части обрамляющей рамки.
Другим способом изменения размеров объектов является использование элементов панели свойств.
|
|||
|
|||
Обратите внимание на поля li 130,438mm || на панели свойств. В этих полях указаны гори-
|
|||
|
|||
зонтальный и вертикальный размер объекта. С помощью этих же полей вы можете точно задать размер объекта с точностью до тысячной доли миллиметра.
> Выделите объект, размер которого хотите изменить.
|
|||
|
|||
> Введите произвольные числа в поля
|
I Objects (s) Size (Размер объектов)
|
||
|
|||
на панели свойств.
> Нажмите клавишу Enter], Размеры объекта будут изменены.
|
|||
|
|||
|
|||
60 I ГЛАВА 4
|
|||
|
|||
Теперь обратите внимание на два поля, расположенные правее на панели свойств. Эти поля обозначены значками % В данных полях можно изменить размер объекта в процентах от текущего размера. То есть, если вы хотите уменьшить горизонтальный размер объекта вдвое, можно в верхнее поле % ввести значение 50 и нажать клавишу
Enter| Горизонтальный размер объекта уменьшится на 50%, то есть вдвое.
|
|||
|
|||
Важную роль играет кнопка блокировки изменения пропорций Ш, расположенная справа от полей % Данная кнопка включает или отключает режим пропорционального изменения размеров объекта. Если кнопка находится в нажатом положении и содержит пиктограмму И, значит, режим блокировки включен. В данном режиме при изменении горизонтального размера пропорционально будет изменяться и вертикальный размер, и наоборот. Если же кнопка отжата и содержит пиктограмму открытого замка, режим блокировки выключен. То есть в данном режиме вы можете изменять и горизонтальный, и вертикальный размеры независимо друг от друга.
Еще одним способом уменьшения или увеличения объекта является использование команды меню Arrange ♦ Transformation ♦ Size (Упорядочить ♦ Трансформация ♦ Размер). На панели Dockers (Вспомогательные окна) появится вкладка Transformation (Трансформация). На данной вкладке можно не только изменять масштаб объекта, но и вращать, задавать позицию, искажать объект. Режим трансформации объекта выбирается с помощью кнопок, расположенных в верхней части вкладки Transformation (Трансформация). При выборе вышеуказанной команды меню автоматически выбирается режим изменения размера, о чем говорит нажатая
|
|||
|
|||
кнопка
|
|Size (Размер)
|
||
|
|||
|
|||
Вращение и наклон объектов
|
|||
|
|||
Вы можете вращать объекты по часовой стрелке или против, а также наклонять объекты с помощью мыши или путем ввода значений в полях вкладок панели Dockers (Вспомогательные окна), вызываемых командами меню Arrange ♦ Transformation
(Упорядочить ♦ Трансформация) Кроме того, вы можете повернуть объект с помощью элементов панели свойств Сначала рассмотрим последний способ как наиболее простои
> Выделите любой объект
|
|||
|
|||
В поле г"'1-'° I I Angle of Rotation (Угол поворота) введите произвольное число
|
|||
|
|||
от нуля до 359
> Нажмите клавишу Enter) Объект будет повернут на заданный вами угол по часовой стрелке
|
|||
|
|||
Если в поле г''[°^ I [Angle of Rotation (Угол поворота) ввести отрицательное число,
|
|||
|
|||
например -20, то объект будет повернут на 20 градусов против часовой стрелки,
|
|||
|
|||
однако после нажатия клавиши Entei значение в поле гт-° I | Angle of Rotation
|
|||
|
|||
|
||||
Редактирование объектов | 61
|
||||
|
||||
(Угол поворота) станет равным 340. Это вполне объяснимо. Вы знаете, что полный оборот составляет 360 градусов, то есть повернуть объект на 20 градусов против часовой стрелки - это то же самое, что и повернуть тот же объект на 340 градусов
|
||||
|
||||
|
о 0^0
|
|
||
по часовой стрелке. Иными словами, вводить отрицательные значения в поле
|
||||
|
||||
Angle of Rotation (Угол поворота) можно, но после завершения операции в данном поле будет отображаться угол поворота объекта по часовой стрелке.
Далее рассмотрим выполнение операций вращения и наклона объектов с использованием мыши.
Напомним, что если один раз щелкнуть мышью на контуре объекта, появится рамка выделения с прямоугольными маркерами. Если же щелкнуть мышью еще раз, то вместо квадратных маркеров по периметру объекта появятся маркеры в виде стрелок. Стрелки по углам служат для вращения объекта, стрелки по сторонам объекта используются для его деформации. В центре объекта расположена окружность с точкой в середине, которая обозначает центр вращения.
Вначале рассмотрим наклон объектов. Что такое наклон, показано на Рис. 4.2. Наклон прямоугольников может быть использован для рисования открытых папок и книг (Рис. 4.3).
|
||||
|
||||
]^^
|
||||
|
||||
Рис. 4.2. Исходный прямоугольник (слева) и два результата операции наклона
|
||||
|
||||
Рис. 4.3. Книга, нарисованная с применением операции наклона
Если применить наклон к более сложным объектам, результат получится еще более экзотическим. Различают вертикальный и горизонтальный наклон.
Для начала выполним горизонтальный наклон объекта.
> Выделите любой объект, после чего щелкните мышью на его контуре еще раз, чтобы вокруг объекта появились стрелки.
> Установите указатель мыши на средней верхней стрелке.
> Нажав и удерживая кнопку мыши, переместите указатель немного влево, после чего отпустите кнопку мыши. Объект будет наклонен влево. То есть, если вы наклоняли, например, прямоугольник, то в результате этой операции у вас должен получиться параллелограм.
|
||||
|
||||
|
||
62 I ГЛАВА 4
|
||
|
||
Точно так же можно выполнить вертикальный наклон. Для этого надо перетаскивать вверх или вниз маркер в виде стрелок, расположенный в центре вертикальной стороны рамки выделения.
Теперь перейдем к повороту объекта вокруг центра враш[ения. Напоминаем, что центр вращения обозначен круглым символом в центре объекта. Для поворота используются стрелки, расположенные по углам рамки выделения объекта. Безразлично, какая из этих стрелок будет использоваться, результат будет одним и тем же.
> Установите указатель мыши на любой угловой стрелке рамки выделения объекта. Указатель примет вид О-
> Нажав и удерживая кнопку мыши, перемещайте указатель в любую сторону. Контур объекта будет вращаться относительно центра вслед за указателем мыши.
> Повернув объект на заданный угол, отпустите кнопку мыши.
В некоторых случаях может понадобиться изменить центр вращения. Рассмотрим, как это делается.
> Создайте прямоугольник.
> Дважды щелкните мышью на созданном объекте, чтобы отобразить стрелки-маркеры.
> Установите указатель мыши на маркере, расположенном в центре объекта.
> Нажав и удерживая кнопку мыши, перетащите маркер к левому верхнему углу объекта.
Теперь при вращении объекта за любой из угловых маркеров, да и любым другим способом, объект будет вращаться не относительно центра, а относительно той точки, в которой установлен маркер центра, то есть в нашем случае, прямоугольник будет вращаться вокруг левого верхнего угла.
Как и в других операциях CorelDRAW, наклон, вращение, изменение размеров и зеркальное отображение можно применить к группе объектов.
Чтобы при вращении создать дубликат объекта, оставив оригинал в прежней позиции, перед тем как отпустить кнопку мыши, щелкните правой кнопкой или нажмите
клавишу jJ на цифровой клавиатуре. Если говорить более точно, надо нажать
и удерживать клавишу jJ на цифровой клавиатуре, затем отпустить кнопку мыши
и только потом отпустить клавишу jJ.
Для вращения объекта с использованием вкладки Transformation (Трансформация) панели Dockers (Вспомогательные окна) выполните следующие действия.
> Выделите объект или объекты, которые хотите повернуть.
> Выберите команду меню Arrange ♦ Transformation ♦ Rotate (Упорядочить ♦ Трансформация ♦ Поворот). На панели Dockers (Вспомогательные окна) появится
|
||
|
||
|
|||
Редактирование объектов 1 63
|
|||
|
|||
вкладка Transformation (Трансформация). При этом кнопка [jOj Rotate (Поворот) на данной вкладке будет автоматически нажата (Рис. 4.4).
В поле ввода Angle (Угол) вкладки Transformation (Трансформация) панели Dockers (Вспомогательные окна) введите значение угла, на который необходимо повернуть объект. Отрицательные значения поворачивают объект по часовой стрелке от текущей позиции, а положительные значения - против часовой стрелки.
Нажмите кнопку Apply (Применить), чтобы применить сделанные вами изменения.
|
|||
|
|||
Transformation
|
|||
|
|||
Rotation:
Angle :| 5,0 Center:
V:i0.0
|
^Ideg
|
||
mm
11 mm
|
|||
|
|||
['^J Relative Center
|
I
|
||
|
|||
Af^iy To Duplicate Apply
|
|||
|
|||
Puc. 4.4, Вкладка Transformation (Трансформация) панели Dockers (Вспомогательные окна)
В полях Н и V вкладки Transformation (Трансформация) панели Dockers (Вспомогательные окна) можно указать координаты центра поворота. Напомним, что по умолчанию центр поворота расположен в центре рамки выделения объекта. Еще один способ указать центр поворота - это установить переключатель, расположенный ниже, в одну из девяти позиций. Эти позиции переключателя символизируют маркеры выделения и центральную точку объекта. То есть с помощью данного переключателя вы можете быстро установить центр поворота на один из маркеров или в центр объекта.
Если вы хотите создать дубликат и оставить первоначальный объект в исходной позиции, нажмите кнопку Apply То Duplicate (Применить к дубликату).
|
|||
|
|||
Для наклона объекта следует предварительно нажать кнопку [^ Skew (Наклон) на панели Transformation (Трансформация). Далее в полях Н и V вводятся значения угла наклона, соответственно, по горизонтали и вертикали. Точку, относительно которой будет производиться наклон, также можно выбрать с помощью девятипо-зиционного переключателя на вкладке Transformation (Трансформация).
|
|||
|
|||
|
|||
64 I ГЛАВА 4
|
|||
|
|||
Зеркальное отображение
|
|||
|
|||
Если при изменении размера объекта с помощью мыши уменьшать размер объекта до нуля и, не останавливаясь, передвигать мышь дальше, через границу объекта, как бы выворачивая его, то можно получить зеркальное отображение объекта.
Чтобы создать зеркальный дубликат объекта и сохранить оригинал, зеркальное отображение которого вы хотите получить, перед тем как отпустить кнопку мыши, пшлкните правой кнопкой
Чтобы при зеркальном отображении сохранить размеры исходного объекта, нажмите и удерживайте клавишу Ait
|
|||
|
|||
![]() |
|||
|
|||
Рис 4 5 Зеркальное отображение
Чтобы создать зеркальное отображение объекта с использованием вкладки Transformation (Трансформация) панели Dockers (Вспомогательные окна), выполните следующие действия.
> Убедитесь, что вкладка Transformation (Трансформация) открыта на панели Dockers (Вспомогательные окна).
> Выделите объект или объекты, которые хотите зеркально отобразить.
|
|||
|
|||
Нажмите кнопку qj Scale & Mirror (Масштаб/Отражение) на вкладке
|
|||
|
|||
Transformation (Трансформация) (Рис. 4.6).
|
|||
|
|||
> Нажмите кнопку | ^ [ чтобы отразить объект по горизонтали, или кнопку чтобы отобразить объект по вертикали.
>► Нажмите кнопку Apply (Применить), чтобы применить изменения, или кнопку Apply То Duplicate (Применить к дубликату), чтобы создать отраженный объект и при этом оставить оригинальный объект в исходной позиции.
Обратите внимание, здесь вы также можете задать точку, относительно которой будет произведено отражение объекта с помощью девятипозиционного переключателя, а также изменить масштаб объекта с помощью полей Н и V, в которых указывается, соответственно, масштаб объекта по горизонтали и вертикали в процентах.
Гораздо проще выполнить зеркальное отображение выделенных объектов с помощью
|
|||
|
|||
кнопок
|
Mirror Horizontally (Отражение по горизонтали) и | g | Mirror Vertically
|
||
|
|||
(Отражение по вертикали) на панели свойств
|
|||
|
|||
|
|||||
Редактирование объектов | 65
|
|||||
|
|||||
Trensfcrmatfon » i'^idi
iplioiBEJisl ^
|
|||||
|
|||||
|
f
|
||||
|
|||||
Scale; Mirror:
н:.'Що.........^|.::%
|
|||||
|
|||||
V;: 100,0 :*l;%| ^ .\ ,j
|
|||||
|
|||||
Ш Non-proportionai
|
|||||
|
|||||
Apply
|
|||||
|
|||||
Рас. 4.6. Режим Scale & Mirror (Масштаб/Отражение) на вкладке Transformation (Трансформация)
|
|||||
|
|||||
Работа с узлами различных объектов
|
|||||
|
|||||
После того как вы выделите объект с помощью инструмента [
|
!^^
|
Pick Tool (Выбор), вы
|
|||
|
|||||
можете этот объект перемещать, масштабировать, растягивать, вращать, наклонять и отражать. Эти операции преобразуют объект без изменения первоначальной формы. Чтобы изменить форму объекта, в редакторе CorelDRAW предусмотрен отдельный
инструмент |_^ Shape Tool (Форма).
Вы можете использовать этот инструмент со всеми типами объектов. С помощью этого инструмента можно выполнить следующие операции:
• Закруглять углы прямоугольника.
• Создавать дуги и секторы из эллипсов.
• Произвольно изменять форму кривых линий.
• Изменять форму многоугольников и звезд.
Как отмечалось ранее, объекты CorelDRAW состоят из узлов и сегментов, соединяющих узлы. Изменение формы объектов связано с изменением взаимного расположения и количества узлов, а также кривизны сегментов. В зависимости от способа редактирования объекты можно разделить на две группы. Первая группа - это объекты, которые состоят из кривых линий. Объекты этой группы можно редактировать произвольно, достигая самых замысловатых форм. Вторая группа - это стандартные объекты: прямоугольники, эллипсы, многоугольники и звезды. Форму этих объектов можно изменять только в некоторых пределах. Например, у прямоугольников можно только закруглить углы, а из эллипсов создавать секторы или дуги. Другими ело-
|
|||||
|
|||||
|
||
66 I ГЛАВА 4
|
||
|
||
вами, из эллипса нельзя сразу создать форму груши: для этого сначала необходимо преобразовать эллипс в кривые линии. Возможно, вам покажется странным такой подход, но, последовательно выполняя все эксперименты, вы поймете, что в редакторе CorelDRAW все хорошо продумано.
Итак, для произвольного редактирования сегментов и узлов необходимо преобразовать объект в кривые линии. Этот шаг не является обязательным для объектов, нарисованных с помощью инструментов для рисования произвольных линий, например, Freehand Tool (Свободная форма) или Bezier (Безье).
Для редактирования узлов следует сначала научиться выделять узлы. Давайте освоим несколько навыков выделения узлов.
|
||
|
||
Используя инструмент | ^у-^| Freehand Tool (Свободная форма), нарисуйте произ-
|
||
|
||
вольную кривую, после чего выделите созданную линию.
|
||
|
||
> Выберите инструмент |_^ Shape Tool (Форма) на панели инструментов. При этом маркеры выделения линии исчезнут, а узлы линии будут отмечены маленькими маркерами (пустыми квадратами).
> Щелкните на любом узле. Узел будет выделен. Выделенный узел отмечается заполненным (синим) прямоугольником.
> Отмените выделение узла, щелкнув мышью на свободном участке рабочей области
> Нажав и удерживая клавишу з^т|^ щелкните последовательно на нескольких узлах Все узлы, на которых вы щелкнули, будут выделены.
> Отмените выделение узлов, щелкнув мышью на свободном участке рабочей области
> Установите указатель мыши на свободном участке рабочего поля и, нажав и удерживая кнопку мыши, начните перемещать указатель. Появится пунктирная рамка, размер которой будет меняться с передвижением мыши.
> Нарисуйте пунктирную рамку так, чтобы в нее попало несколько узлов, после чего отпустите кнопку мыши Узлы, попавшие внутрь рамки, будут выделены.
> Сбросьте выделение узлов, щелкнув мышью на свободном участке рабочего пространства.
Следует отметить, что одновременно можно выделить узлы только одного объекта. Обратите внимание, что первый и последний узлы отмечены не прямоугольниками, а треугольниками.
Выделяя узел, вы также выделяете сегмент, который предшествует этому узлу в кривой линии, кроме случая, когда вы выделяете первый узел. Точно так же, когда вы выделяете сегмент, вы выделяете узел на конце этого сегмента. В строке состояния появляется информация о координатах выделенного узла.
|
||
|
||
|
|||
Редактирование объектов 1 67
|
|||
|
|||
Нажатие клавиши ||ноте| на клавиатуре вашего компьютера выделяет первый узел в выделенной кривой. Нажатие клавиши Nndl выделяет последний узел,
Если вы щелкнули мышью на точке внутри сегмента, то на этой точке появится круглый маркер. Этот маркер удобен, если вы хотите добавить узлы в сегмент, так как он показывает, где будет добавляться узел.
Изменение формы простых объектов
Начнем с простых операций по изменению формы объектов. Рассмотрим закругление углов прямоугольника. Ранее мы закругляли углы прямоугольника с помощью элементов управления панели свойств. Эту же операцию можно выполнить и с помо-
|
|||
|
|||
щью инструмента
|
1 Shape Tool (Форма).
|
||
|
|||
|
|||
>► Используя инструмент | Ц|| Rectangle Tool (Прямоугольник), нарисуйте прямо-
|
|||
|
|||
угольник на свободном участке рабочей области.
|
|||
|
|||
> Выберите инструмент \j^ Shape Tool (Форма).
|
|||
|
|||
> Установите указатель мыши на одном из маркеров по углам прямоугольника.
► Нажав и удерживая кнопку мыши, начните перемещать указатель. Маркеры на углах «раздвоятся», а углы по мере перемещения мыши будут закругляться (Рис. 4.7).
|
|||
|
|||
1.
i
|
|||
|
|||
Рис. 4.7. Закругление углов прямоугольника
> Отпустите кнопку мыши, когда добьетесь подходящего радиуса закругления. Рассмотрим теперь редактирование эллипса.
|
|||
|
|||
> Используя инструмент | 0^| Ellipse Tool (Эллипс), нарисуйте эллипс.
|
|||
|
|||
> Выберите инструмент | ^>^| Shape Tool (Форма)
|
|||
|
|||
>► Установите указатель мыши к узлу, расположенному в верхней части эллипса.
|
|||
|
|||
|
||||||
68 I ГЛАВА 4
|
||||||
|
||||||
Нажав и удерживая кнопку мыши, начните передвигать указатель в любом направлении, не выводя указатель за пределы эллипса. Вместо одного узла появятся два, причем один начнет передвигаться вместе с мышью (Рис. 4 8).
|
||||||
|
||||||
-■\
|
||||||
|
||||||
Рис. 4.8 Создание сектора
> Отпустите кнопку мыши, и вместо эллипса получится сектор.
> Установите указатель мыши на узел только что созданного сектора.
> Нажав и удерживая кнопку мыши, переместите указатель за пределы сектора, после чего отпустите кнопку мыши Сектор будет преобразован в дугу (Рис. 4 9).
|
||||||
|
||||||
.........---Л ■
Рис. 4.9. Создание дуги
В строке состояния отображается угол, на котором находится каждый из узлов
по отношению к точке начала координат.
—в------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для создания дуги или сектора с углом, кратным пятнадцати градусам, следует выполнять вышеописанные действия, удерживая нажатой
клавишу ^^^' I Таким же образом можно изменить форму многоугольников и звезд
|
||||||
|
||||||
> Используя инструмент | ^-':^| Polygon Tool (Многоугольник) нарисуйте произвольный многоугольник
> Убедитесь, что созданный объект выделен. В противном случае выделите мно-
|
||||||
|
||||||
|
fe
|
|
||||
|
|
|
|
|||
гоугольник с помопхью инструмента |
|
I Pick Tool (Выбор).
|
|||||
|
||||||
> Установите указатель мыши на узле, расположенном на вершине многоугольника или звезды.
> Нажав и удерживая кнопку мыши, перемепдайте указатель в произвольном направлении, после чего отпустите кнопку мыши.
|
||||||
|
||||||
|
||
Редактирование объектов 1 69
|
||
|
||
В результате такого преобразования можно получить самые разнообразные симметричные объекты, например, из многоугольника можно получить звезду или «скосить» лучи звезды (Рис. 4.10).
|
||
|
||
![]() |
||
|
||
Рис. 4.10. Перемещение узлов многоугольника
Часто для произвольного изменения формы фигуры последнюю следует преобразовать в кривую линию. Также вы можете преобразовать фигурный текст в кривые линии. Это особенно полезно, когда вы хотите изменить форму символов, например, при рисовании эмблем. Чтобы преобразовать прямоугольники, эллипсы, многоугольники, звезды и фигурный текст в кривые линии, следует выделить объект и выбрать команду меню Arrange ♦ Convert То Curves (Упорядочить ♦ Преобразовать в кривые). Данная команда преобразует каждую часть выделенного объекта в отдельную кривую или прямую линию таким образом, что вы можете использовать
инструмент Ij^J Shape Tool (Форма) для произвольного изменения формы этого объекта. Для преобразования выделенного объекта в кривые линии можно также
|
||
|
||
нажать кнопку
или сочетание клавиш ctn |+ q|. Также данная команда доступна в контекстном
меню, появляющемся при щелчке правой кнопкой мыши на объекте.
Если вы преобразовали текстовую строку в кривые линии, вы не можете больше редактировать текст, используя текстовые инструменты. Программа CorelDRAW обращается с переведенной в кривые строкой, как с любым объектом, состоящим из прямых и кривых линий.
Редактирование формы произвольных кривых
Чтобы получить достаточно сложный объект, возникает необходимость добавления, удаления или объединения узлов, а также разрыва или соединения контура. Кроме того, часто требуется изменить взаимное расположение узлов для изменения формы кривой. Все эти операции называются редактированием узлов. Инструмент
Shape Tool (Форма) позволяет изменять основную форму кривой, перемещая
|
||
|
||
сегменты, из которых состоит кривая, или узлы и манипуляторы кривизны. Выбрав этот инструмент, вы можете редактировать узлы с помощью инструментов панели свойств (Рис. 4.И).
|
||
|
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Р/:/^ 4.//. Панель свойств при выбранном инструменте Shape Tool (Форма)
Стоит отметить, что данные инструменты появляются на панели свойств только после преобразования объекта в кривые.
Типы узлов и манипуляторы кривизны
в CorelDRAW существуют три разновидности узлов:
• Гладкие (Smooth).
• Симметричные (Symmetrical)
• Точки перегиба (Cusped)
В зависимости от типа узла по-разному происходит и изменение кривизны линии.
Когда вы рисуете кривую линию, CorelDRAW определяет, где разместить узлы и являются ли узлы гладкими, симметричными или точками перегиба Вы можете изменить тип узла с помощью панели свойств.
Рассмотрим основные особенности разных типов узлов.
• Гладкие узлы. У гладкого узла два манипулятора кривизны всегда расположены на одной прямой, но на разном расстоянии от узла, так как радиусы кривизны с разных сторон узла различны. Когда вы перемещаете один из манипуляторов, то другой манипулятор также перемещается. Это означает, что кривая линия не содержит перегиба в гладком узле. В некоторых случаях узел является местом, где встречаются прямая и кривая линии. Если узел гладкий, вы можете перемещать манипулятор кривизны только на стороне кривой вдоль воображаемой линии, которая является продолжением прямой. Это поддерживает гладкость в узле Вы не можете сгладить узел, который связывает две прямые линии.
• Симметричные узлы. У симметричного узла оба манипулятора кривизны расположены на одной прямой и равно удалены от узла. Это означает, что кривизна одинакова с обеих сторон симметричного узла. Как и в случае с гладкими узлами, когда вы перемещаете один из манипуляторов, другой манипулятор также автоматически перемещается на то же расстояние в противоположном направлении. Вы не можете сделать узел, который связан с сегментом прямой линии, симметричным Другими словами, вы можете сделать симметричными только те узлы, которые соединяют две кривые линии.
• Точки перегиба У узлов - точек перегиба оба манипулятора кривизны и сам узел не обязательно должны находиться на одной прямой линии. Вы можете перемещать манипуляторы независимо друг от друга, чтобы управлять любым из сегментов кривой линии, которые встречаются в этом узле. Вы можете сделать узел точкой перегиба, когда вы хотите сильно изменить направление кривой в узле.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||
Редактирование объектов 1 71
|
|||||
|
|||||
Чтобы изменить тип узла, надо выделить этот узел и нажать одну из кнопок панели свойств:
|
|||||
|
|||||
гЧ
|
Маке Note А Cusp (Преобразовать в точку перегиба), чтобы преобразовать
|
||||
|
|||||
выделенный узел в точку перегиба.
|
|||||
|
|||||
Г^
|
Маке Node Smooth (Преобразовать в гладкий), чтобы преобразовать узел
|
||||
|
|||||
в гладкий.
|
|||||
|
|||||
|
|||||
•
|
^1 Маке Node Symmetrical (Преобразовать узел в симметричный) для преоб-
|
||||
|
|||||
разования узла в симметричный.
Можно изменить тип сразу нескольких узлов, предварительно выделив эти узлы.
Между любыми двумя узлами в кривой или прямой линии находится сегмент. Существуют два типа сегментов: кривых и прямых линий. Сегмент кривой линии содержит два манипулятора кривизны, по одному для каждого узла. Сегмент прямой линии представляет собой прямую линию, связанную с двумя узлами. Не существует манипуляторов кривизны, связанных с прямой линией. Произвольный объект может содержать любую смесь сегментов кривых и прямых линий. Вы можете преобразовать сегменты кривых линий в сегменты прямых линий и наоборот.
Когда вы выделяете узел, то тип сегмента, который предшествует данному узлу, определяется формой узла. Чтобы изменить тип сегмента, щелкните мышью на кнопке:
|
|||||
|
|||||
Convert Curve То Line (Преобразовать кривую в прямую) для преобразования
|
|||||
|
|||||
сегмента в прямую линию.
|
|||||
|
|||||
|
Г
|
|
|||
J Convert Line То Curve (Преобразовать прямую в кривую) для преобразования сегмента в кривую линию.
Если вы изменили сегмент прямой линии на сегмент кривой линии, внешний вид сегмента не изменится. Однако если вы выделите любой из узлов сегмента, появятся два манипулятора кривизны, показывающие, что это кривая.
Перемещение узлов
Чтобы изменить форму кривой линии, надо переместить сегменты, узлы или манипуляторы кривизны. Обычно сегмент перемещают, чтобы грубо скорректировать форму кривой линии. Более точные корректировки делаются при перемещении узлов, и для окончательной корректировки используются манипуляторы кривизны.
Во время перемещения сегментов, узлов и манипуляторов кривизны помните о следующем:
• Кривая линия всегда проходит через узлы.
• Форма кривой линии между узлами определяется манипуляторами кривизны для двух узлов.
|
|||||
|
|||||
|
||
72 I ГЛАВА 4
|
||
|
||
• Каждый узел содержит два манипулятора кривизны, кроме узлов на концах кривой линии (данные узлы содержать по одному манипулятору)
• Манипуляторы кривизны определяют угол, под которым кривая линия входит в узел
• Чем дальше манипулятор кривизны от узла, тем больше кривизна линии
• Чем ближе манипулятор к узлу, тем меньше кривизна линии.
• Если манипулятор размещен поверх узла, то он не оказывает никакого влияния на форму и направление кривой линии.
Чтобы переместить узел или сегмент кривой линии, выполните следуюпдие действия
|
||
|
||
> Убедитесь, что объект выделен и инструмент |_j;^J Shape Tool (Форма) выбран.
> Установите указатель мыши на узле или сегменте, который хотите переместить.
> Нажав и удерживая кнопку мыши, переместите указатель в новую позицию, после чего отпустите кнопку мыши
Когда вы перемеидаете узел, манипуляторы кривизны перемеш,аются вместе с узлом таким образом, что степень кривизны на узле остается неизменной, то есть угол, под которым кривая линия входит и выходит из узла, остается постоянным.
—п------------------------------------------------------------------------------------------------------
Если во время перемещения узла или сегмента удерживать нажатой клавиилу Ctrl I^ движение будет ограничено по вертикали или горизонтали. Иными словами, указатель мыши не будет отклоняться от вертикальной или горизонтальной траектории при незначительном смещении.
Чтобы одновременно переместить несколько узлов и сегментов, выполните следу-юш^ие действия.
> Выделите группу узлов с помош^ью штриховой рамки, или, щелкнув на узлах, удерживая нажатой клавишу shift].
> Установите указатель мыши на одном из выделенных узлов.
Нажав и удерживая кнопку мыши, переместите узел в новую позицию. При этом другие выделенные узлы также переместятся.
Если включен режим привязки к сетке, к направляющим или к объектам, то при перемещении узлов последние будут как бы притягиваться к перечисленным выше элементам.
Чтобы изменить кривизну сегмента, выполните следующие действия
> Щелкните мышью на узле, манипуляторы кривизны которого вы хотите переместить. При этом появятся четыре манипулятора: два у выбранного узла и по одному у соседних узлов.
|
||
|
||
|
||||||
Редактирование объектов | 73
|
||||||
|
||||||
> Установите указатель мыши на манипуляторе, который хотите переместить.
> Нажав и удерживая кнопку мыши, перемеш,айте указатель до тех пор, пока кривая линия не примет требуемую форму, после чего отпустите кнопку мыши. Вы можете перемеш,ать манипулятор с помош,ью клавиш управления курсором.
В зависимости от типа узла перемеш^ение одного манипулятора может вызвать
перемеш,ение и манипулятора на другой стороне узла.
—■------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иногда узел может лежать на манипуляторе кривизны или под ним, делая манипулятор невидимым на экране. Если манипулятор лежит наверху узла, то попробуйте найти и переместить этот манипулятор с помощью мыши. Если манипулятор лежит под узлом, отмените выделение узла. Затем выделите манипулятор, и^елкнув мыилью на узле при
нажатой клавише ^^А, и переместите манипулятор. При установленном режиме гибкого сдвига узлов узлы перемещаются другим спо-
|
||||||
|
||||||
собом. Этот режим включается нажатием кнопки |^| Elastic Mode (Гибкий режим) на панели свойств.
Чтобы посмотреть, как работает режим гибкого сдвига узлов, выделите два узла и включите данный режим. Затем начинайте перемещение одного из выделенных узлов. Заметьте, что во время перемещения расстояние между выделенными узлами изменяется по-разному в зависимости от расположения выделенных узлов относительно основного узла (который вы непосредственно перемещаете). Манипуляторы кривизны перемещаются пропорционально перемещению узлов так, что кривая линия ведет себя подобно резинке, удлиняясь и укорачиваясь в зависимости от перемещения указателя. Если же гибкий режим не включен, расстояние между выделенными узлами при перемещении остается неизменным.
|
||||||
|
||||||
Спирали, созданные с помош^ью инструмента \ ^-'' | Spiral (Спираль), являются кривыми линиями, следовательно, к спиралям применимы все приемы, описанные выше.
Предусмотрены и дополнительные средства для перемещения группы узлов. Если вы
выделите несколько узлов и нажмете кнопку |й^ | Stretch and Scale Nodes (Сжать и масштабировать узлы) на панели свойств, вокруг выделенных узлов появятся восемь прямоугольников, похожих на прямоугольники выделения объекта. Если же,
|
||||||
|
||||||
|
a
|
|
||||
|
|
|
|
|||
выделив несколько узлов, вы нажмете кнопку [
|
Rotate and Skew Nodes (Вращать
|
|||||
|
||||||
и наклонаять узлы), вокруг узлов появятся стрелки для поворота и наклона. Работа в обоих режимах полностью аналогична работе с объектом с помощью инструмента I ^ I Pick Tool (Выбор). Вы работаете как бы с объектом, состоящим только
|
||||||
|
||||||
из нескольких выделенных вами узлов. Можно увеличить или уменьшить этот
|
||||||
|
||||||
|
|||
74 I ГЛАВА 4
|
|||
|
|||
объект, а можно повернуть или наклонить. Приемы, применяемые при увеличении, уменьшении, наклоне и повороте, рассматривались ранее в этой главе. Так как при преобразованиях остальные не выделенные узлы остаются на месте, то форма объекта может значительно измениться.
Вставка и удаление узлов
До сих пор мы изменяли формы объектов, перемещая узлы и манипуляторы кривизны. Иногда вы не можете получить требуемую форму с существующими узлами. В этом случае вы должны добавить новые узлы.
Чтобы добавить узлы в кривую линию, выполните следующие действия.
|
|||
|
|||
> Убедитесь, что инструмент | ^>^| Shape Tool (Форма) выбран.
|
|||
|
|||
>
|
Щелкните мышью на участке сегмента, где должен быть добавлен узел. В этой точке появится маркер.
|
||
|
|||
> Нажмите кнопку [^ Add Node (s) (Добавить узлы) на панели свойств или клавишу jj на цифровой клавиатуре. Узел будет добавлен. Второй способ добавить узел выглядит следующим образом. >► Выделите узлы, следом за которыми вы хотите добавить новые.
|
|||
|
|||
> Нажмите кнопку [^ Add Node (s) (Добавить узлы) на панели свойств или клавишу jj на цифровой клавиатуре. В этом случае новые узлы будут созданы в середине сегментов, причем число новых узлов будет равно числу предварительно выделенных.
|
|||
|
|||
Следует отметить, что повторное нажатие на указанную клавишу jJ или кнопку приводит к удвоению числа добавленных узлов.
В связи с тем, что непросто контролировать перемещение мыши при рисовании кривой линии, часто изображение получается неточным. Вы можете добавить узлы, чтобы сгладить эти неточности, но вы можете и удалить узлы вместе с сегментами, которые связаны с этими узлами.
Существуют три основных правила для определения необходимого количества узлов
• Для кривых типа дуги эллипса требуется узел приблизительно каждые сто двадцать градусов.
• Для кривых линий, плавно изменяющих направление между вершинами, требуется один узел, по крайней мере, для каждых двух точек перегиба. Точка перегиба - это точка, на которой меняется направление кривой линии.
• Для кривых линий, изменяющих направление на вершине, требуется узел для каждой вершины.
|
|||
|
|||
|
|||||||||||||
Редактирование объектов | 75
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Чтобы удалить узлы и сегменты, выполните следующие действия.
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
> Используя инструмент | ^>^| Shape Tool (Форма), выделите узел или узлы, которые вы хотите удалить.
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
> Нажмите кнопку |°-^| Delete Node (s) (Удалить узлы) или нажмите клавишу
\\^^А или клавишу _J на цифровой клавиатуре компьютера. Выделенные узлы удалятся, а кривая перерисуется.
В зависимости от позиции узлов, которые вы удаляете, форма кривой может заметно измениться (Рис. 4.12).
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
![]() |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Рис. 4.12. Из правой спирали удалено несколько узлов. Форма кривой значительно изменилась
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Способы редактирования формы объектов
Вы можете соединить два конечных узла, чтобы замкнуть кривую или создать одну кривую из двух.
Чтобы замкнуть открытую кривую, выполните следуюпхие действия.
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
> С помош,ью инструмента
|
Shape Tool (Форма) выделите два конечных узла.
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
|
Ы
|
|
|
г:
|
|
||||||||
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
Extend
|
|
|||||||||||
Нажмите кнопку
|
Join Two Nodes (Соединить два узла) или кнопку [
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
Curve То Close (Замкнуть кривую) на панели свойств. В первом случае выделенные узлы сольются в один (Рис. 4.13 слева), а во втором - между выделенными узлами будет создана прямая линия (Рис. 4.13 справа). Полученную замкнутую кривую вы можете залить цветом или орнаментом.
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||||
|
|||||||||||||
Рис. 4.13. Разные способы замыкания кривой
Самым быстрым способом замыкания контура объекта путем добавления линии между началом и концом является режим Auto-Close (Автоматически замкнуть),
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
||||
76 I ГЛАВА 4
|
||||
|
||||
|
||||
включаемый кнопкой
|
-"' I Auto-Close Curve (Автоматически замкнуть кривую)
|
|||
|
||||
на панели свойств В данном режиме кривая будет автоматически замыкаться.
Чтобы разорвать линию, выполните следующие действия
|
||||
|
||||
>
|
Используя инструмент |_4iJ Shape Tool (Форма), щелкните мышью на узле, в котором хотите разорвать линию Чтобы разделить линию одновременно в нескольких узлах, выделите эти узлы
|
|||
|
||||
> Нажмите кнопку Г"^^ | Break Curve (Разорвать кривую) на панели свойств. Кривая линия разорвется в выделенных узлах Два несвязанных узла будут точно наложены друг на друга в этой точке Вы можете переместить любой из этих узлов.
—в------------------------------------------------------------------------------------------------------
Несмотря на то, что кривая может быть разделена на несколько фрагментов, это все еще единый объект. Чтобы разделить этот объект на несколько отдельных независимых, выберите команду меню Arrange ♦ Break Apart (Упорядочить ♦ Разъединить)
Предположим, у вас есть две кривые линии, которые необходимо соединить вместе подобно кусочкам головоломки, например, области карты. Простейшим путем для создания бесшовного соединения является выравнивание узлов и манипуляторов кривизны на объектах
Чтобы сделать это, вы должны сначала выделить объекты, используя инструмент
I ^< I Pick Tool (Выбор), а затем соединить выделенные объекты с помощью команды меню Arrange ♦ Combine (Упорядочить ♦ Соединить). После того как вы выровняете узлы и манипуляторы кривизны, вы можете использовать команду меню Arrange ♦ Break Apart (Упорядочить ♦ Разъединить) для разделения объектов.
Когда вы выравниваете края объектов, удостоверьтесь, что все эти объекты
|
||||
|
||||
содержат одинаковое число узлов Если это не так, то используйте кнопку Add Node (s) (Добавить узлы), чтобы добавить недостающие узлы
Для выравнивания узлов двух объектов выполните следующие действия.
|
||||
|
||||
С помощью инструмента | ^'^ \ Pick Tool (Выбор) выделите два объекта, узлы которых хотите выровнять.
Выберите команду меню Arrange ♦ Combine (Упорядочить ♦ Соединить).
|
||||
|
||||
>
|
Выберите инструменте^Shape Tool (Форма) на панели инструментов.
|
|||
|
||||
> Щелкните мышью на узле, который хотите выровнять.
|
||||
|
||||
Нажав и удерживая клавишу shift[^ щелкните мышью на узле другого объекта, с которым вы хотите выровнять уже выделенный узел.
|
||||
|
||||
|
||
Редактирование объектов 1 11
|
||
|
||
Нажмите кнопку [^ Align Nodes (Выровнять узлы) на панели свойств. На экране появится диалог Node Align (Выравнивание узлов) (Рис. 4.14). В этом диалоге задается тип выравнивания.
|
||
|
||
□ Align Horizontal
OAllgnVerbical
|F] Align Control Points
|
||
|
||
Puc. 4.14. Диалог Node Align (Выравнивание узлов)
> С помощью флажков в появившемся диалоге настройте параметры выравнивания узлов. Например, чтобы выравнивать узлы только в вертикальном направлении, установите только флажок Align Vertical (Выровнять по вертикали).
> Закройте диалог с помощью кнопки ОК.
> Повторите данную операцию с остальными узлами, которые хотите выровнять.
> Разделите объекты. Мы получили два объекта с совпадающими контурами.
Так как редактирование узлов является одной из самых важных операций при работе с редактором CorelDRAW, на примере продемонстрируем основные действия по изменению формы объекта. Мы покажем, как из простого эллипса можно получить разные фигуры.
|
||
|
||
С помощью инструмента Li^ Ellipse Tool (Эллипс) нарисуйте эллипс, растянутый
|
||
|
||
в вертикальном направлении.
|
||
|
||
Нажмите кнопку |_^ Pick Tool (Выбор). Эллипс будет выделен.
|
||
|
||
> Нажмите кнопку |^| Convert То Curves (Преобразовать в кривые) на панели свойств, чтобы преобразовать объект в кривые.
Несмотря на то, что форма эллипса на экране осталась та же, внутреннее математическое представление объекта в редакторе CorelDRAW изменилось. Теперь редактор рассматривает бывший эллипс как замкнутую кривую линию с четырьмя узлами, благодаря чему открывается возможность произвольно редактировать форму этого объекта. Другими словами, произвольно можно менять только форму кривой вне зависимости от того, нарисовали вы эту кривую вручную или получили в результате преобразования стандартного объекта.
|
||
|
||
|
||
78 I ГЛАВА 4
|
||
|
||
Преобразовать в кривые можно не только прямоугольники и эллипсы, но и строку фигурного текста. После преобразования вы сможете произвольным образом изменять начертание символов, но редактировать сам текст будет уже невозможно.
|
||
|
||
Выберите инструмент | >^| Shape Tool (Форма) и установите указатель мыши на верхний узел объекта.
Нажав и удерживая кнопку мыши, перемеш^айте указатель вверх. Узел будет перемещаться вслед за указателем.
Отпустите кнопку мыши. Теперь объект стал похож на яйцо. Рядом с узлами вы увидите пунктирные линии с треугольными маркерами на концах - манипуляторами кривизны (Рис. 4.15 слева).
Установите указатель мыши на верхний маркер манипулятора кривизны правого узла.
Нажав и удерживая кнопку мыши, начните передвигать указатель вверх и влево, изменяя направление и длину манипулятора кривизны.
Отпустите кнопку мыши. Кривая примет новую форму.
Таким же образом настройте манипулятор кривизны левого узла. С помощью манипуляторов кривизны правого и левого узлов добейтесь, чтобы объект стал похож на грушу (Рис. 4.15 справа).
|
||
|
||
|
||
|
||
/X
|
||
|
||
I /
/ -'1
|
||
|
||
Рис. 4.15. Произвольное изменение формы
Немного увеличьте длину манипулятора кривизны верхнего узла, чтобы верх кривой стал более пологим.
Щелкните мышью на контуре объекта, ниже среднего узла с левой стороны нашей «груши». Место, на котором вы щелкнули мышью, будет отмечено черной точкой.
|
||
|
||
Нажмите кнопку [^ Add Node (s) (Добавить узлы) на панели свойств или клавишу _J, расположенную на цифровом блоке клавиатуры. На месте точки появится новый узел.
|
||
|
||
|
||
Редактирование объектов I 79
|
||
|
||
> Таким же образом добавьте еще один узел ниже среднего узла с правой стороны объекта (Рис. 4.16).
> Выделите три нижних узла, два из которых мы только что создали.
> Установите указатель мыши на одном из выделенных узлов.
|
||
|
||
^ \
|
||
|
||
У
|
||
|
||
Рис. 4.16. Вставка новых узлов
|
||
|
||
Нажав и удерживая кнопку мыши, передвиньте выделенные узлы вверх, чтобы добиться изменения формы объекта (Рис. 4.17 слева). Теперь вместо «груши» мы видим форму колокола.
> Выделите верхний узел на левой стороне «колокола» (не вновь добавленный,
|
||
|
||
а старый) и нажмите кнопку |^| Delete Node (s) (Удалить узлы).
|
||
|
||
> Таким же образом удалите верхний узел на правой стороне. Вместо колокола мы получили форму, напоминаюш^ую наконечник копья (Рис. 4.17 справа).
|
||
|
||
![]() |
||
|
||
Рис. 4.17. Узлы удалены Теперь перейдем к разрыву и соединению контура объекта.
|
||
|
||
> Выделите узел на левой стороне объекта и нажмите кнопку 1^""? | Break Curve (Разорвать кривую). Вместо одного узла появятся два, причем кривая в этом месте будет разорвана.
Передвиньте один из узлов в месте разрыва немного выше, другой немного ниже, чтобы разрыв был хорошо виден.
> Разорвите контур в узле на правой стороне и разнесите узлы в месте разрыва (Рис. 4.18 слева).
Мы получили две независимые кривые, но эти кривые все равно составляют один объект.
|
||
|
||
|
||||
80 I ГЛАВА 4
|
||||
|
||||
Создайте дополнительные узлы немного выше двух конечных узлов в месте разрыва (Рис 4.18 в центре).
Выделите два конечных узла верхнего фрагмента, расположенных по краям
|
||||
|
||||
разрыва, и нажмите кнопку будут объединены в один
Переместите новый узел вверх (Рис 4.18 справа).
|
оединить два узла). Два узла
|
|||
|
||||
\ /
|
//
|
ч
|
||
U
|
||||
|
||||
Рис 4 18 Разрыв и соединение контура объекта
> Щелкните мышью на черном образце цвета в палитре цветов. Объект будет залит черным цветом.
Обратите внимание, что заливка появилась не только у верхней части, которая замкнута, но и у нижней разомкнутой части Дело в том, что если объект содержит хотя бы одну замкнутую часть, то заливка применяется ко всем частям. При этом для определения закрашиваемой плогцади соединяются начальная и конечная вершины разомкнутой части, однако это «подразумеваемое соединение». Если вы закрасите наш объект в светлый цвет, а контуру назначите темный - вы увидите, что «подразумеваемое соединение» не содержит контура.
|
||||
|
||||
Выберите инструмент |_^ Freehand Tool (Свободная форма) и нарисуйте ломаную линию, имитируюш^ую зубы акулы (Рис. 4.19). Получилось нечто напоминаюш,ее пасть акулы
|
||||
|
||||
![]() |
||||
|
||||
Рис. 4 19. Готовый рисунок
|
||||
|
||||
|
||||
Редактирование объектов 1 81
|
||||
|
||||
|
||||
С помощью инструмента
|
Shape Tool (Форма) переместите вершины лома-
|
|||
|
||||
ной линии, чтобы подровнять зубы акулы. Мы получили оригинальный значок «осторожно, злая акула» из простого эллипса.
|
||||
|
||||
Способы обрезки объектов
|
||||
|
||||
Редактировать форму объектов можно, используя инструменты |_^ Knife (Нож) и [_^
|
||||
|
||||
Eraser (Ластик), содержащиеся в меню кнопки | '^ | Crop Tool (Обрезка) на панели
инструментов.
—ш------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прямоугольники, эллипсы, звезды и многоугольники не надо предварительно преобразовывать в кривые. При использовании инструментов
Knife (Нож) и I »^' I Eraser (Ластик), эти объекты автоматически
|
||||
|
||||
преобразуются в кривую линию.
|
||||
|
||||
Инструмент 1^ I Knife (Нож) предназначен для разделения объекта на части (Рис. 4.20).
Выберите этот инструмент и указателем мыши, который принял вид ножа _^, щелкните последовательно на точках разрыва контура объекта При этом, когда вы подводите указатель к контуру объекта, «нож» принимает вертикальное положение. В результате объект будет разрезан на две части. Вы можете повторить эту операцию и разрезать объект на множество составных частей.
|
||||
|
||||
Если нажать кнопку | '^ | Auto-close On Cut (Соединять после разделения) на панели свойств, то точки разрыва будут соединены новой линией, и контур объекта будет оставаться замкнутым. Если же данная кнопка будет находиться в отжатом положении, новая линия не будет добавляться, и контур останется разорванным.
|
||||
|
||||
Когда нажата кнопка |'^| Leave As One Object (Оставить как один объект) на панели свойств, то после разреза обе части составят один объект, если же эта кнопка отжата, то будут созданы два новых объекта.
|
||||
|
||||
Инструмент (Рис. 4.21).
|
Eraser (Ластик) предназначен для удаления элементов объекта
|
|||
|
||||
Выбрав этот инструмент, вы просто «стираете» рисунки или фрагменты указателем мыши. При этом создаются новые узлы.
Можно удалить часть объекта таким образом, что объект будет содержать несколько непересекающихся частей. Размер полосы стирания, который показывается диамет-
|
||||
|
||||
ром окружности у указателя мыши, можно указать в поле со счетчиком Eraser Thikness (Толщина ластика) на панели свойств.
|
||||
|
||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
82 I ГЛАВА 4
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
, , Cp»f&MWX4- f&fBphicl]
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
^ a
|
к t> '
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рАЗРЬ'В
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
iSiiH®^^^
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
o\?<
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I (-201,973; 102,833 ) Next click for Dreg/Swte; Second ckkfor Rotate/Skewj Dbi-clictjna tcci selects all objects; Shft+cfcck multi-selects; Alt+ckk dgs ^ || Black S,&14 mafcneters ter.,„f[,i,, ,____________________________^_____......■■:■■■::.■■ -■■....._______________...^......:________________- . -.....■..:. ..■■■.......■'^шш^шшшшш^^...:.________________________________________________.ш^тшш^ишх^штм. >.:.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 4 20 Результат использования инструмента Knife (Нож)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Х-.
|
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
>■< -* lofl ► У^
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф-К
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(-32-4,000; -127,254 I Next ckt^.fo'brag/Scale; SeconddAfwRotetefStew; DW-cKckng tool setect; aft obiecti; Shift tcki.. multi-selects; AJtKlick digs
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Puc 4.21 Результат использования инструмента Eraser (Ластик)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Редактирование объектов | 83
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приемы работы с контурами объектов
Все создаваемые в редакторе CorelDRAW объекты создаются с одинаковым цветом заливки и толщиной и цветом контура. Для создания иллюстраций часто требуется применять отличающиеся друг от друга контуры для разных объектов. Ниже будут рассмотрены приемы работы с контурами в CorelDRAW.
Различные виды контуров
Контур объекта определяется толщиной, цветом, формой углов и формой окончания линий. Все эти параметры контура вы можете изменить. Вы можете использовать объекты без контура, контур в виде сплошных или штриховых линий с однородной и меняющейся толщиной.
В программе CorelDRAW предусмотрено несколько способов для выбора атрибутов контуров: панель Dockers (Вспомогательные окна), панель свойств и диалоги. Независимо от метода, который вы используете, сначала следует с помощью инстру-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
мента
|
I Pick Tool (Выбор) выделить объект, контур которого вы хотите изменить,
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а затем установить атрибуты контура.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Меню кнопки
|
Outline (Абрис) предоставляет быстрый доступ к различным
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
настройкам атрибутов контура (Рис. 4.22).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Puc. 4.22. Меню кнопки Outline (Абрис)
Цвет контура выбирается в палитре цветов. Для выбора цвета контура надо щелкнуть правой кнопкой мыши на подходящем образце цвета (предварительно выделив объект,
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||
84 I ГЛАВА 4
|
||||||
|
||||||
цвет контура которого надо изменить) Можно также как бы перетащить мыплью цвет из палитры на контур Для этого надо поместить указатель мыши на выбранный образец цвета в палитре и, нажав и удерживая кнопку мыши, подвести указатель к контуру объекта, после чего кнопку мыши надо отпустить.
Диалоги Outline Pen (Перо для контуров) и Outline Color (Цвет контура) дают доступ ко всем атрибутам контура, а также позволяют установить некоторые параметры с высокой точностью Эти диалоги вызываются при выборе команд Outline Pen (Перо
|
||||||
|
||||||
для контуров) и Outline Color (Цвет контура) в меню кнопки |
|
Outline (Абрис)
|
|||||
|
||||||
на панели инструментов
Редактирование свойств контура объекта
|
||||||
|
||||||
При нажатии кнопки | ^^| Outline (Абрис) появляется меню данной кнопки (Рис. 4 27) Рассмотрим использование этих инструментов на примерах.
> Создайте новый объект или выделите любой объект, созданный ранее
|
||||||
|
||||||
> Нажмите и не отпускайте кнопку | ^^| Outline (Абрис) на панели инструментов, пока не появится меню кнопки.
|
||||||
|
||||||
Нажмите кногп<у | ^ | None (Нет) в открывилемся меню, и контур объекта будет удален
|
||||||
|
||||||
> Повторно откройте меню кнопки | ^^| Outline (Абрис), а затем нажмите кнопку
|
||||||
|
||||||
|
ш^
|
|
||||
I 24pt (24 пункта) Контур объекта станет очень толстым.
|
||||||
|
||||||
Попробуйте последовательно изменять толгцину контура с помощью кнопок
в Spt (1/2 пункта) - l^lJ 24pt (24 пункта). Толщина контура будет меняться (Рис 4 23)
|
||||||
|
||||||
![]() |
![]() |
|||||
|
||||||
пп
|
||||||
|
||||||
Рис. 4 23 Один и тот же объект с разной толщиной контура
Далее рассмотрим использование панели свойств при редактировании контура объекта
|
||||||
|
||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Редактирование объектов 1 85
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если вы выделили произвольную кривую линию, а не объект типа прямоугольника, эллипса, многоугольника или текста, на панели свойств появляется открывающийся список, в котором можно выбрать толщину линии контура. В данном списке можно выбрать тип и толщину линии контура. Вы можете выбрать вариант None (Нет), Hairline (Сверхтонкий контур) или установить требуемую толщину контура.
Чтобы изменить атрибуты контура с помощью диалога Outline Pen (Перо для контуров), выполните следующие действия.
> Выделите объект, контур которого требуется изменить.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Откройте меню кнопки[к^Outline (Абрис),
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В появившемся меню щелкните на кнопке Появится одноименный диалог (Рис. 4.24).
|
Outline Pen (Перо для контуров).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В появившемся диалоге установить подходящие атрибуты, после чего щелкните мышью на кнопке ОК. Контур объекта будет изменен, а диалог Outline Pen (Перо для контуров) будет закрыт.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 4.24. Диалог Outline Pen (Перо для контуров)
Рассмотрим элементы управления диалога Outline Pen (Перо для контуров) более подробно.
• Color (Цвет). В этом открывающемся списке выбирается цвет контура. Если представленных цветов вам недостаточно, можно нажать кнопку Other (Другие), которая содержится в открывающемся списке, чтобы вызвать диалог для выбора любого цвета.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||
86 I ГЛАВА 4
|
||
|
||
• Arrows (Стрелки) Часто бывает необходимо нарисовать линию со стрелкой на конце CorelDRAW предлагает удобные средства для таких операций. Под стрелками мы подразумеваем самые разные рисунки вне зависимости от внешнего вида, которые располагаются на концах линий (Рис. 4.30).
• В секции Arrows (Стрелки) диалога Outline Pen (Перо для контуров) присутствуют два открываюншхся списка, в которых содержатся рисунки различных типов стрелок (Рис. 4.25) Стрелка, добавляемая в начало линии, выбирается в левом открывающемся списке. Если стрелку надо добавить на окончание линии, то используется правый открывающийся список. Вы можете создавать ваши собственные стрелки с помощью команды меню Tools ♦ Create ♦ Arrow (Сервис ♦ Создать ♦ Стрелка). Для удаления стрелки из линии выберите в одном из открывающихся списков линию без стрелки.
|
||
|
||
-м
|
||
|
||
ф------О
Рис 4 25. Примеры стрелок
• Width (Толщина). В этом поле указывается толщина линии контура. По умолчанию толщина линий в данном диалоге указывается в миллиметрах, но вы можете выбрать любые другие единицы измерения в открывающемся списке, расположенном справа
• Style (Стиль) В данном открывающемся списке выбирается стиль линии контура. Здесь вы можете выбрать сплошную линию, пунктиры с различным шагом, последовательности точек и различные комбинации пунктиров и точек.
• Corners (Углы) Этот переключатель предлагает вам три варианта выбора для рисования контуров, которые содержат острые углы. Угол может быть остроконечным, скругленным или срезанным. Пиктограммы позиций переключателя наглядно показывают, как будут выглядеть углы контура.
• Line Caps (Отрезки). Этот переключатель предлагает вам три формы окончания линии Линия может быть срезана в конечной точке, закруглена с диаметром, равным толщине линии в конечной точке, или быть срезана за конечной точкой на расстоянии, равном половине толщины линии
• В правой части диалога расположена группа Calligraphy (Каллиграфия). Каллиграфические контуры варьируются по толщине, как при письме мягкой перьевой ручкой Более подробно про каллиграфические контуры будет рассказано в конце главы
|
||
|
||
|
|||
Редактирование объектов 1 87
|
|||
|
|||
• Флажок Behind Fill (Заливка выше контура). Чтобы нарисовать контур объекта под заливкой, установите флажок Behind Fill (Заливка выше контура). Этот эффект особенно заметен при работе с более толстыми контурами. Если контур находится под заливкой, то видна только половина толщины контура.
• Scale with Image (Сохранять пропорции). Когда вы устанавливаете этот флажок, толш,ина контура автоматически изменяется при масштабировании объекта. Если объект увеличивается, контур объекта становится толще, а при уменьшении объекта контур уменьшается. При вращении объекта и установленном флажке Scale with Image (Сохранять пропорции) угол формы пера, используемый для каллиграфических эффектов, вращается вместе с объектом так, что внешний вид объекта остается неизменным. Угол формы пера, показанный в диалоге, обновляется для отражения нового значения при вращении объекта. Если этот параметр выключен, толщина контура объекта не меняется, когда вы масштабируете объект.
Копирование свойств контура и удаление контура
Чтобы скопировать контур объекта, выполните следующие действия.
> Выделите объект, на контур которого вы хотите перенести свойства.
> Выберите команду меню Edit ♦ Сору Properties From (Правка ♦ Копировать свойства).
>► В появившемся диалоге Сору Properties (Копирование свойств) (Рис. 4.26) установите флажок Outline Pen (Перо для контуров) и/или Outline Color (Цвет контура).
> Щелкните мышью на кнопке ОК.
> Указатель мыши примет вид Ш^.
> Щелкните мышью на объекте, с которого вы хотите скопировать атрибуты контура (источник), к объекту, который вы ранее выделили, будут применены атрибуты контура объекта, который вы только что указали.
|
|||
|
|||
[F] Outline Pen
Вен
i i Tijixi Properties
|
hint: Vou may copy properties by dragging one object onto another using the right mouse button.
|
||
|
|||
Cancel
|
|||
|
|||
After pressing OK, choose the object to copy from.
|
|||
|
|||
Рас. 4.26. Диалог Copy Properties (Копирование свойств)
|
|||
|
|||
|
||
88 I ГЛАВА 4
|
||
|
||
Диалог Copy Properties (Копирование свойств) содержит сообщение, что вы можете использовать более простой способ копирования атрибутов объекта. Рассмотрим это способ
|
||
|
||
Подведите указатель мыши к контуру объекта-источника.
Нажав и удерживая правую кнопку мыши (обратите внимание - именно правую кнопку), переместите указатель на контур объекта-приемника
Отпустите кнопку мыши. На экране появится меню, которое предлагает вам выбор возможных действий (Рис. 4.27).
|
||
|
||
Move Н^п Сору Неге
CopyFillHere Сору Outline Неге ; Сору АН Properties
PowerClip Inside Add to Rollover
Cancel
|
||
|
||
Puc. 4.27. Контекстное меню копирования свойств
> Выберите команду меню Сору Outline Here (Скопировать контур), и контур второго объекта будет изменен в соответствии с внешним видом контура первого.
Каллиграфический контур
Внизу диалога Outline Pen (Перо для контуров) находятся поля каллиграфии для управления формой пера. В этих полях указываются каллиграфические эффекты для контуров объектов (Рис. 4 28). Для этого необходимо лишь определить форму и ориентацию пера.
Каллиграфия описывалась ранее при создании фигур с использованием художественного оформления. Теперь же вы можете изменить контур любого объекта, придав ему вид каллиграфического. Этот эффект можно применить к любым объектам, созданным в CorelDRAW
Обычно форма пера контура - квадрат определенной толщины. Вы можете сделать контуры толш,е или тоньше и изменить угол контура, варьируя значения в полях ввода Stretch (Растяжение) и Angle (Угол). Чтобы растянуть и уменьшить площадь пера контура, введите значение в процентах в поле Stretch (Растяжение). По умолчанию это значение составляет 100%. Для изменения ориентации пера введите новое значение в поле Angle (Угол) По умолчанию данное значение равно 0°, то есть перо располагается горизонтально. Щелкните мышью на кнопке Default (Обычная) для быстрой переустановки угла и растяжения в 0° и 100% соответственно.
|
||
|
||
|
||||||
Редактирование объектов 1 89
|
||||||
|
||||||
^Х^?':^'Р^^'^-.Ёг«>рЬ|.:1)
|
||||||
|
||||||
г^ у « ^ : .. fe Ь ■
|
С^1 >% t^ ' Ш 100%
|
|||||
|
||||||
>Н..^.^..^.'"........'......."^.......■■......'^'■■
|
«о 400 3S(i 30D 250 200
|
|||||
|
||||||
|
О
[1?®[М]1ШР
![]() |
1Ш
|
||||
^
|
||||||
|
||||||
^-
|
||||||
|
||||||
1^1
|
||||||
|
||||||
I < -«35,527; 137j796) Dbkfcck tool «f«n$ Toolbox optloos; Ctrl+dfaq constrains tc
|
rcte; Shift+с|гв9 draws from center
|
|
||||
|
||||||
Рас. 4.28. Примеры каллиграфического контура
Вы можете также щелкнуть мышью в поле Nib shape (Форма кисти) для изменения ширины и угла пера в интерактивном режиме.
> Установите указатель мыши на рисунке формы пера в поле Nib shape (Форма кисти). Указатель мыши примет вид перекрестия.
> Нажав и удерживая кнопку мыши, перемещайте указатель, пока не добьетесь подходящей формы пера, после чего отпустите кнопку мыши.
Если вы измените параметр Corners (Углы), установив режим закругления углов, форма пера изменится на эллипс.
Подведем итоги
в данной главе мы познакомились с методами изменения формы объектов. Вы убедились, что даже из, казалось бы, примитивной формы можно создать объект практически любой сложности. Для этого требуется лишь изменять тип и количество узлов, а также соединяющих эти узлы сегментов. Вспомните рисунок акульей пасти. Мы создали этот рисунок из обычного эллипса.
Также для изменения формы объектов мы можем объединять узлы, разрывать линии
|
||||||
|
||||||
и пользоваться некоторыми инструментами, например, (Ластик). Новые узлы при этом создаются автоматически.
|
Knife (Нож) и |_^ Eraser
|
|||||
|
||||||
|
||
90 I ГЛАВА 4
|
||
|
||
Любой инструмент содержит несколько настраиваемых параметров, которые устанавливаются на палитре свойств.
И в завершении мы рассмотрели методы работы с контуром объекта. Контур объекта также называется абрисом. Этот термин применяется в некоторых русифицированных версиях CorelDRAW. Тип, толщину, цвет и многие другие параметры контура можно изменять как в меню кнопки Outline Tool (Абрис), так и в диалоге Outline Pen (Перо для контура). Также вы можете открыть вкладку Properties (Свойства) на панели Dockers (Вспомогательные окна), которая тоже содержит элементы управления для настройки контура объекта.
|
||
|
||