<< Предыдущая (Глава 4)   |   Следующая (Глава 6) >>

ГЛАВА 5.
Цветные контуры и заливки объектов
В этой главе мы познакомимся с моделями представления цвета, научимся выби­рать цвет для заливки и контуров объектов, а также рассмотрим специальные типы заливок.
Проблемы воспроизведения цветов
Возможно, вы уже сталкивались с проблемой, когда один и тот же цветной рисунок по-разному выглядит на экране монитора, при выводе на цветной принтер и при печати в типографии. Почему каждое цветное устройство воспроизводит изображение по-разному? Дело в том, что для воспроизведения цвета в устройствах использу­ются различные технологии и способы кодирования цвета. На сегодняшний день не существует технологии, которая могла бы передать все цвета и оттенки, различаемые человеческим глазом. Следует также отметить, что восприятие цвета - процесс субъективный, который зависит от состояния человека: испытывает ли он стресс, усталость, страдает ли он от авитаминоза или употреблял ли он алкоголь, лекарства и т. д.
На экране монитора и телевизора цвета создаются путем бомбардировки люмино­фора электронным лучом (если это ЭЛТ-монитор или телевизор), либо зажиганием транзисторов (в ЖК-мониторах и телевизорах). При этом каждая точка изобра­жения состоит на самом деле из трех цветных точек: красной, синей и зеленой (Рис. 5.1). Это так называемая аддитивная (суммирующая) RGB-модель: Red - крас­ный, Green - зеленый. Blue - синий. Складываясь в различных пропорциях, эти три цвета образуют новый. В аддитивной модели черный цвет образуется, когда интенсивность всех трех составляющих равна нулю, а белый - когда интенсивность всех трех составляющих максимальна.
Рис. 5.1. Расположение цветных точек на экране монитора
На многих типографских машинах используется разностная CMYK-модель на базе четырех цветов: Cyan - голубой. Magenta - пурпурный. Yellow - желтый и Black - черный (или, по-другому. Key - ключевой цвет). В разностной модели чер­ный цвет образуется, когда интенсивность всех трех составляющих максимальна, а белый - когда интенсивность всех трех составляющих равна нулю. Таким обра­зом, при использовании CMYK-модели наложение каждой краски на белую бумагу
92 I ГЛАВА 5
аналогично наложению цветного фильтра, который пропускает только строго опре­деленный цветовой диапазон отраженного от бумаги света, удаляя или вычитая все остальные
Воспроизведение цвета на экране монитора зависит от качества люминофора, сис­темы управления электронным лучом, типа и характеристики ЖК-матрицы, а также от того, как падает дневной свет или свет от ламп на монитор.
Воспроизведение цвета на бумаге зависит от качества самой бумаги: как она впи­тывает краски, собственного оттенка бумаги цвет, а также от химического состава красок и от того, свежие ли это краски или уже высохшие и выцветплие.
Решением проблемы однозначного воспроизведения цветов на разных устройствах занимаются многие фирмы Основой для разработок служит то, что любое цветное устройство можно скорректировать или откалибровать для более точного воспро­изведения Для калибровки устройств продаются дорогие приборы, измеряющие тепловую температуру цветов Но в большинстве случаев для калибровки приме­няют каталоги цветов с указанием цифровых значений составляюидих цвета. Также в составе многих графических редакторов содержатся программы и образцовые напечатанные изображения, с помогцью которых в интерактивном режиме можно скорректировать воспроизведение цветов монитором, сканером и принтером.
Следует отметить, что если для вас абсолютно точное воспроизведение цветов не является жизненно необходимым, то и без калибровки цветных устройств можно получать вполне удовлетворительные результаты. Однако для профессиональной работы в цветной полиграфии без калибровки не обойтись.
Модели представления цвета
Печать представляет собой процесс наложения краски на бумагу или другую поверхность Краски делятся на две категории: стандартизированных цветов, или плашечные (Spot color inks), и составных цветов (Process color inks). Обычно стан­дартизированные цвета используются для работ, в которых применяется не более трех цветов или когда невозможно получить какой-либо цвет путем смешивания красок составных цветов Работы, которые требуют использования четырех или более цветов, обычно печатаются в составных цветах. К ним относятся и многоцвет­ные фотографии. В этом случае все оттенки создаются путем смешивания четырех основных цветов
•   Spot Color Inks (Плашечные цвета) Краски плашечных цветов непрозрачны. Поэтому смешивание плашечных цветов приводит к непредсказуемым резуль­татам, и этого лучше избегать. Плашечные цвета представлены на рынке, в час­тности, каталогами PANTONE, и выбираются из ассортимента сотен заранее определенных цветов.
•   Process Color Inks (Составные цвета). Краски составных цветов прозрачны и предназначены для получения новых оттенков и цветов при смешивании
LlBCTHbie контуры и заливки объектов 1 93
на бумаге или других поверхностях. Свет проходит сквозь краски и фильтруется. Эта прозрачность делает возможным и предсказуемым результат смешивания четырех базовых цветов: голубого, пурпурного, желтого и черного. Процесс печати в составных цветах часто называется многослойной печатью, так как при этом поочередно наносится слой за слоем краски каждого из четырех базовых цветов.
Для более точного воспроизведения цветов на этапе вывода изображений CorelDRAW поддерживает различные системы сопоставления цветов (Color Matching System) или стандартные палитры. Для каждой вы можете приобрести печатный каталог, который выпускает производитель красок. Использование цветов из каталогов гарантирует, что ваша работа будет одинаково напечатана в любой типографии. Следует отметить, что стандартные палитры могут быть как для плашечных, так и для составных цветов. В CorelDRAW стандартные палитры систем сопоставления цветов логически объединены с палитрами, для которых не супдествует печатных каталогов, так как цвета из этих палитр предназначены только для воспроизведе­ния изображений на экране мониторов, например, через Интернет. Но об этом мы расскажем чуть позже, здесь же отметим, что перед тем, как создавать цветное изображение, надо четко представлять, как оно будет использоваться. Если цветное изображение будет выводиться на печать в типографии, то следует узнать, на каком оборудовании и по какой технологии изображение будет печататься. Все это необ­ходимо, чтобы правильно выбрать модель представления цвета.
Хотя CorelDRAW поддерживает множество моделей представления цвета, в подав-ляюш,ем большинстве случаев используются только две: RGB и CMYK. Поэтому мы сначала кратко рассмотрим все модели, а затем подробно остановимся на двух из них.
Итак, CorelDRAW поддерживает следующие цветовые модели:
•   CMY (Голубой, Пурпурный, Желтый).
•   CMYK (Голубой, Пурпурный, Желтый, Черный).
•   RGB (Красный, Зеленый, Синий).
•   HSB (Оттенок, Насыщенность, Яркость).
•   HLS (Оттенок, Яркость, Насыщенность).
•   Lab (Яркость, Зелено-красный, Голубовато-желтый).
•   Grayscale (Шкала серого цвета).
Если ваша работа должна быть напечатана, то лучше создавать цвета непосредс­твенно с помощью модели CMYK. А модели RGB, HSB, HLS предпочтительно использовать для представления изображений на экране. Как уже указывалось, CMYK-модель основывается на цветах красок, используемых при четырехцвет­ной печати. Комбинируя различные процентные соотношения голубого, пурпур­ного, желтого и черного, можно воспроизвести широкую гамму цветов. Модель
94 I ГЛАВА 5
CMY лучше использовать при работе с трехчернильными цветными принтерами, которых сегодня уже практически и не найти. Модель CMYK произошла от CMY по той простой причине, что с помоидью только трех указанных красок не удается получить ровный черный цвет. Модель CMYK256 используется для более точной передачи оттенков при качественных работах, в ней вместо ста уровней каждого цвета используется 256. Про RGB-модель вы уже знаете. HSB-модель создает цвет, варьируя только три параметра: оттенок, насыиденность и яркость. Оттенок - это имя цвета (красный, голубой и зеленый). Насыш,енность - это относительная сила цвета, его интенсивность. Яркость относится к количеству черного в цвете, где 255 соответствует чистому цвету (в котором отсутствует черный), а О - черному цвету. HLS является вариантом модели HSB, в котором яркость вычисляется по-другому. Модель Lab основывается на показателе яркости и двух цветовых показателях цветности: соотношения между зеленым и красным и соотношения между голубым и желтым. Модель Lab является независимой от типа устройства, и эту модель можно применять как при просмотре на мониторе, так и при печати на принтере.
Если вы используете модели RGB, HSB, HLS или YIQ, CorelDRAW будет при печати преобразовывать цвета в CMYK-эквиваленты. Преобразование будет только прибли­зительным, так как данные модели создают цвет принципиально другим способом, чем модель CMYK.
Следует отметить, что, строго говоря. Registration color (Совмеихение цветов) не является моделью представления цвета и используется лишь для создания меток совмещения цветов при цветоделении.
Выбор цвета для заливки и контура
CorelDRAW позволяет выбирать и создавать цвета как для заполнения объекта, так и для закраски контура. Техники, которые вы используете для заливки объекта и контура, идентичны.
Самый простой способ залить объект и раскрасить контур заключается в исполь­зовании палитры цветов, которая по умолчанию располагается с правой стороны рабочего окна и содержит цвета CMYK-модели.
>   Нарисуйте произвольный замкнутый объект и выделите его.
>   Щелкните кнопкой мыши в красном образце цвета на палитре цветов. Объект будет залит красным.
>   Теперь иделкните правой кнопкой мыши на синем образце цвета. Контур объекта станет синим
Если вы хотите удалить заливку, то есть сделать объект прозрачным, или сделать контур объекта бесцветным, ш,елкните левой или правой кнопкой мыши (в зави­симости от того, какую составляющую объекта вы хотите сделать прозрачной) на образце Н на палитре цветов. Отметим, что для поиска подходящего цвета вы
[Лветные контуры и заливки объектов | 95
можете прокручивать цвета в палитре с помощью кнопок со стрелками на концах полосы палитры.
Теперь рассмотрим способ выбора цвета из диалога.
В отличие от предыдущего примера, выбор цветов из диалога позволяет получить доступ к любому цвету любой цветовой модели.
> Выделите объект.
>► Отобразите меню инструмента |^^| Fill (Заливка). Напомним, что для этого надо
нажать и удерживать мышь на кнопке |
^к\ Fill (Заливка) до появления меню.
> В появившемся меню выберите команду Uniform Fill (Сплошная заливка). На экране появится диалог Uniform Fill (Сплошная заливка) (Рис. 5.2).
■^ Reference
"^ Ой:
Compon№ts
G В
С 0 М 0
f
31 26 23
Y 0
f^
К too
tiame:
f
81^ск
^
й:Ш«^?:Л. j I           ^IP
Рас. 5.2. Диалог Uniform Fill (Однородная заливка)
> Сделайте необходимые настройки, которые подробно описаны ниже, и закройте диалог с помощью кнопки ОК.
Рассмотрим назначение всех полей и элементов управления диалогов Uniform Fill
(Сплошная заливка).
Модель кодирования цвета можно выбрать в открывающемся списке Model (Модель). По умолчанию диалог Uniform Fill (Однородная заливка) появляется на экране с палит­рой CMYK-модели. Но для всех моделей, за исключением Grayscale (Шкала серого цвета) и Registration color (Совмещение цветов), цвет выбирается одинаково.
В левой части диалога находится окно, залитое оттенками цветов, и цветная вер­тикальная полоса. Перетаскивая мышью маркер на цветной полосе, вы можете выбрать цвет, а перетаскивая прямоугольник в большом цветном окне, - яркость и насыщенность выбранного цвета.
96 I ГЛАВА 5
Для модели Grayscale (Шкала серого цвета) в диалоге появляется только верти­кальная полоса с оттенками серого цвета (Рис. 5.3).
|Щ?ыт Fill
Ш Models ^ Mi.Pf,
Modal: i^ayseal*
Reference Old:
' Componenlts......
L "o............i'
A)id To Palette '*', C'etioni -^                     Cj}                           •.:аги;е!                        Help
Рас. 5 3. Выбор оттенков серого
Цвета и палитры
в верхней части диалога находятся два поля. Old (Старый) и New (Новый). В поле Old (Старый) отображается цвет заливки или контура объекта, который был выде­лен перед вызовом диалога, а в поле New (Новый) - ц-вет, выбранный в диалоге. Это сделано, чтобы вы могли сравнивать два цвета.
Под полем выбора модели находятся поля ввода со счетчиками для указания точ­ных значений составляюпдих цвета для выбранной модели. А правее отображаются значения составляющих аналогичного цвета для других моделей.
У всех цветов в палитре есть свои названия, поэтому для выбора цвета можно выбрать это название в поле ввода Name (Имя).
Смешивание цветов
Смешивание цветов производится на вкладке Mixers (Смешивание) диалога Uniform Fill (Однородная заливка) (Рис 5.4). Для смешивания цветов используется множес­тво элементов управления.
Обратите внимание на элемент управления в виде цветного кольца. На этом кольце также находится пятиугольная рамка с круглыми маркерами на углах. Количество углов рамки выбирается в открываюгцемся списке Hues (Оттенки). То есть каждый маркер пятиугольника лежит на определенном оттенке цвета. С помош,ью мыши вы можете враш,ать маркеры, а также изменять взаимное расположение маркеров (Рис 5 5). При этом оттенки, определяемые этими маркерами, будут смешиваться в различных пропорциях и отображаться в палитре, расположенной ниже.
иветные конгуры и заливки обьекго!^ 1 97
Modal: (|f'lvK
Pi/c. 5.4. Вкладка Mixers (Смешивание) диалога Uniform Fill (Однородная заливка)
ill
Р^^
^
'
1
1 20
Add Ти f'aiette '^
Help
Рг^с. 5 5. Изменение расположения маркеров Вам остается только выбрать подходящий цвет в палитре
Работа с плашечными цветами и стандартными палитрами
До сих пор мы рассматривали способы выбора составных цветов различных моделей, теперь перейдем к стандартным палитрам плашечных и составных цветов.
Плашечные цвета выбираются на вкладке Palettes (Палитры) диалога Uniform Fill
(Однородная заливка).
Так как выбор цвета из стандартной палитры часто связан с поиском этого же цвета из печатного каталога, то наряду с изображениями цветов удобно просматривать названия цветов (Рис 5 6)
98 I ГЛАВА 5
Рис. 5.6. Вкладка Palettes (Палитры) диалога Uniform Fill (Однородная заливка)
Названия цветов отображаются в открывающемся списке Name (Имя). Здесь же можно выбрать необходимый цвет по названию.
Тип палитры выбирается в открывающемся списке Palette (Палитра). С помощью вертикального ползункового регулятора в центральной части вкладки выбирается цвет, а в поле в левой части диалога - оттенок. Далее ползунковым регулятором Tint (Интенсивность) устанавливается интенсивность выбранного цвета. Результат выбора цвета вы видите в образце New (Новый).
Когда вы создаете собственные цвета, вы можете присваивать им имена и добавлять эти цвета в готовые палитры. Вы можете также удалять цвета и менять их порядок в цветовой палитре. После окончания работы вы можете сохранить палитру под новым именем и автоматически загружать перед началом работы.
Умение изготавливать палитры особенно полезно, когда вы работаете с рисунком, в котором используется много цветов. Ограничивая палитру цветами, которые вы используете, вам будет легче применять их к другим объектам в рисунке.
Для создания собственной палитры вы можете начать работу с уже существующей палитрой и добавлять в нее цвета, удалять и размещать их в другом порядке.
Вы можете также начать работать с чистой палитрой и добавлять в нее свой соб­ственный набор цветов. Если вы создаете сложный рисунок со многими цветами, вы можете по желанию настроить палитру таким образом, что она будет содержать только те цвета, которые вы используете в рисунке.
Чтобы создать новую палитру, выполните следующие действия:
>   Откройте диалог Uniform Fill (Однородная заливка).
>   Используя любые вкладки диалога, выберите цвет, который хотите поместить в палитру.
иветные контуры и заливки объектов | 99
>   Нажмите кнопку Add То Pallete (Добавить в палитру) в нижней части диалога. Выбранный вами цвет будет добавлен в палитру.
>   Повторите вышеописанные операции для всех цветов, которые хотите добавить в палитру.
>   Закройте диалог Uniform Fill (Однородная заливка).
Теперь все цвета, которые вы выбрали, отображаются в палитре цветов в правой части окна программы. Однако палитра пока не сохранена, а значит, будет утрачена при перезапуске программы CorelDRAW. Сохраним изменения в палитре под новым именем.
>   Нажмите кнопку И в верхней части палитры. Появится контекстное меню.
>   В появившемся контекстном меню выберите команду Palette ♦ Save As (Палитра ♦ Сохранить как). На экране появится диалог Save Palette As (Сохранить палитру как), полностью идентичный стандартному диалогу Сохранить как (Save ♦ As) операционной системы.
>   В появившемся диалоге выберите папку для сохранения палитры (лучше согла­ситься с предложенной по умолчанию папкой), укажите имя сохраняемой палитры и нажмите кнопку ОК. Палитра будет сохранена под заданным именем.
Теперь, чтобы загрузить ранее созданную вами палитру, надо нажать кнопку И в верхней части палитры и в появившемся контекстном меню выбрать команду Palette ♦ Open (Палитра ♦ Открыть). Далее в появившемся диалоге надо просто выбрать файл ранее сохраненной вами палитры.
Также в программе содержится удобный инструмент для редактирования палитры. Чтобы запустить редактор палитр, следует выбрать команду меню Tools ♦ Palette Editor (Сервис ♦ Редактор палитр). Появится диалог Palette Editor (Редактор палитр) (Рис. 5.7).
В открываюш,емся списке в верхней части диалога выбирается палитра, которую следует отредактировать. Ниже расположены образцы цветов, доступных в палитре. Вы можете изменить любой цвет, удалить цвет из палитры или добавить новый
Нажатие кнопок Edit Color (Изменить цвет) и Add Color (Добавить цвет) приводит к появлению диалога Select Color (Выбор цвета), полностью идентичного диалогу Uniform Fill (Сплошная заливка). В данном диалоге надо выбрать цвет, на который вы хотите изменить выделенный в палитре, или цвет, который хотите добавить в палитру.
Нажатие кнопки Delete Color (Удалить цвет) приводит к удалению цвета из палитры. Предварительно на экране появляется диалог, требующий подтверждения операции.
В поле Name (Имя) можно указать название цвета, хотя это и не является обя­зательным условием. Это удобно, когда вы работаете с определенными цветами,
100 I ГЛАВА 5
составленными в строгих пропорциях. Используя имя, вы можете быстро найти определенный цвет среди множества похожих оттенков.
1а|,Ь):^ч[:Й1
L ■ ■^ЕЙ^;Сй4с^,, .:Л-.| 1
1 йск1СЫог^.^.. i 1
[ Q^teCoter 1 1
l^rtCQiors w 1 I
Selected Palette Color Name; Deep River
Color; С 40 M 80
Шр
Рис. 5.7. Редактор палитр
Интересна функция сортировки цветов Для сортировки цветов надо нажать кнопку Sort Colors (Сортировать цвета) и в появившемся меню выбрать метод сортировки Вы можете отсортировать цвета по имени, по оттенку, по яркости, по насыщенности, по значению RGB или HSL, а также обратить сортировку.
Размещение палитры на экране
При изменении настраиваемой палитры в диалоге Uniform Fill (Однородная заливка) или Outline Color (Цвет контура), автоматически изменяется палитра в рабочем окне CorelDRAW Кроме этого, существует другая возможность выбора отображения палитры
Чтобы выбрать палитру, выполните следующие действия.
>   Выберите команду меню Window ♦ Color Palettes (Окно ♦ Цветовые палитры).
>   В появившемся подменю выберите подходящий тип палитры. Выбранная палитра добавится к уже открытой в правой части окна программы, а в подменю слева от названия выбранной палитры будет установлен флажок.
Таким образом, вы можете добавить в окно программы сколько угодно доступных палитр (Рис. 5.8).
Цветные контуры и заливки объектов 1 101
н а н и : н М
; ( 328,4*2; 339,297 > Next dtk for Dre^jScalei Second dck for Rotale/5tewj Dbf-ctchng tool selects all objects; Shtft+ctak multl-selects; Ak+chck dtjs
Puc. 5.8. В окне отображено несколько палитр
Палитру цветов на экране можно перетаскивать с помощью мыши, размещая ее с любой стороны окна или оставляя в рабочей области окна CorelDRAW. Напомним, что вы можете отобразить всю палитру на экране, щелкнув мышью на кнопке Н в нижней части палитры.
Заливка объектов
Под заливкой мы понимаем цвет или узор внутри замкнутого объекта. CorelDRAW содержит обширный набор заливок, включая плашечные и составные цвета, гра­диентные заливки, узоры и текстуры. Для каждого типа заливки существуют настройки, которые позволяют модифицировать заранее определенные заливки, присутствующие в программе. В узорах, например, могут быть изменены размеры и используемые цвета. Вы можете даже создавать собственные узоры с помощью любых графических изображений.
Инструмент I^J Fill (Заливка) и меню этого инструмента являются первостепенными
средствами выбора заливок.
Следует еще раз отметить, что вы не можете видеть заливки объектов, если находи­тесь в режиме просмотра Simple Wireframe (Упрощенный каркас) или Wireframe (Каркас).
102 I ГЛАВА 5
Типы заливок
Вы можете заполнять объекты одной из следуюидих заливок:
•   Однородные цвета или оттенки серого (плашечные или составные цвета).
•   Градиентные заливки (линейные, радиальные, конические и квадратные).
•   Двухцветные и многоцветные узоры, содержаш,иеся в CorelDRAW или созданные вами
•   Узоры в растровом формате.
•   текстуры в формате PostScript
•   Текстуры, создаваемые с помош^ью специальных алгоритмов.
Независимо от используемрго вами метода прежде всего с помош,ью инструмента Pick Tool (Выбор), необходимо выделить объект, который вы хотите заполнить,
а затем выбрать заливку.
Меню инструмента |^^| Fill (Заливка) предлагает вам быстрый доступ для удаления заливки, а также к диалогам для создания различных градиентов, узоров и текстур (Рис 5 9)
Uniform Fill,..
f^ift+FU Fll
Fountain Fill...
Pattern Fill...
II
Texture Fill,,.
ш
PostScript Fill.
X
None
"*■'
£plor
Puc 5.9. Меню кнопки Fill (Заливка)
Как вы уже знаете, цветовая палитра на экране позволяет выбирать цвета однород­ных заливок с помоидью мыши.
Щелкнув мышью на команде Uniform Fill (Сплошная заливка), вы отобразите диалог для выбора цвета сплошной заливки выделенного объекта. Об этом вы уже узнали выше А сейчас рассмотрим это на практике.
Однородная заливка
Как уже указывалось выше, палитра, расположенная справа в окне редактора, предла­гает вам быстрый доступ к заранее определенным цветам для заполнения выделенных объектов. Чтобы выбрать цвет, просто ш,елкните на подходящем образце цвета мышью. Для смешивания ваших собственных цветов или выбора заранее определенных цветов по их названию используйте диалог Uniform Fill (Сплошная заливка).
Цветные контуры и заливки объектов 1 103
Выделите объект с помощью инструмента | ^ | Pick Tool (Выбор)
Щелкните мышью на пункте Uniform Fill (Сплошная заливка) в меню инст-румента
^^1 Fill (Заливка). На экране появится диалог Uniform Fill (Сплошная заливка),
с помощью которого вы можете выбрать модель палитры и сам цвет.
>   Выберите модель цвета и сам цвет. Затем нажмите кнопку ОК. Диалог будет закрыт, а выделенный вами объект будет залит выбранным цветом.
—■------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтобы выбрать цвет контура объекта, надо вызвать диалог Outline
Color (Цвет контура) в меню кнопки\_^ОиИте (Абрис). Методы выбора цвета в данном диалоге не отличаются от методов выбора в диалоге Uniform Fill (Сплошная заливка).
Также выбрать цвет заливки и контура можно на вкладке Color (Цвет) панели Dockers (Вспомогательные окна).
>   Выделите объект.
>   Отобразите вкладку Color (Цвет) на панели Dockers (Вспомогательные окна), выбрав команду меню Window ♦ Dockers ♦ Color (Окно ♦ Вспомогательные окна ♦ Цвет) (Рис. 5.10).
Рис. 5.10. Вспомогательное окно Color (Цвет)
В открывающемся списке, расположенном в верхней части вкладки Color (Цвет), выберите цветовую модель.
Ползунковыми регуляторами, расположенными ниже, установите подходящие значения цветовых составляющих. В зависимости от выбранной цветовой модели ползунковыми регуляторами устанавливаются разные цветовые составляющие, соответствующие выбранной цветовой схеме.
104 I ГЛАВА 5
>► Нажмите кнопку Fill (Заливка), чтобы применить выбранный вами цвет к заливке объекта, или Outline (Абрис), чтобы применить выбранный цвет к контуру.
Обратите внимание на кнопки выбора цветов) и
Show Color Viewers (Показать окно
Palettes (Показать цветовые палитры)
в верхней части вкладки Color (Цвет), которые меняют вид вкладки При нажатии этих кнопок соответственно появляется окно для выбора цвета или список доступных палитр с образцами цвета.
Градиентная заливка
в градиентных заливках смешиваются два или более цветов или оттенков, при этом создается плавный переход от одного цвета к другому (Рис 5.11). Для создания гра­диентной заливки используется диалог Fountain Fill (Градиентная заливка).
Рис 5 11 Различные градиентные заливки
Чтобы создать градиентные заливки с использованием диалога Fountain Fill (Гра­диентная заливка), выполните следующие действия.
> С помощью инструмента заполнить заливкой
k
Pick Tool (Выбор) выделите объект, который хотите
>   Нажмите и удерживайте кнопку |^^| Fill (Заливка) на панели инструментов до появления меню кнопки.
>   В появившемся меню выберите команду Fountain Fill (Градиентная заливка) На экране появится одноименный диалог (Рис 5.12)
>   В появившемся диалоге настройте параметры градиентной заливки (будут опи­саны ниже), после чего закройте диалог кнопкой ОК Градиентная заливка будет применена к выделенному объекту.
Диалог Fountain Fill (Градиентная заливка) содержит следующие элементы управ­ления для создания градиентных заливок.
Color blend (Цветовой переход). Данная группа элементов управления предназна­чена для определения цветов градиентной заливки. По умолчанию выбран режим Two color (Два цвета), и вы можете определить начальный и конечный цвета.
Цветные контуры и заливки объектов | 105
Irt Fill
Type: ; Linear Center offset
Options.....................
Angle:             0,0
Edge pad: 0
1|и11^^^.|
Color blend
# Two color             it:) Custom
From:
■B
To:
[IB
r;3d-potnt:
и
fi
Presets:
BE)
Poii;tScnpi: Options,..
Cancel
йе1р
Рис. 5.12. Диалог Fountain Fill (Градиентная заливка)
Для выбора начального цветов градиента следует выполнить следуюпдие действия.
>   В открывающемся списке Туре (Тип) выберите тип градиента.
>   В открывающемся списке From (От) выберите начальный цвет градиента. Если представленной палитры недостаточно, следует нажать кнопку Other (Другой), которая также появляется при открытии данного списка, и выбрать любой другой оттенок.
>   В открывающемся списке То (К) выберите конечный цвет градиента. Вид гради­ента отобразится на образце в правой верхней части диалога.
>   Ползунковым регулятором Mid-point (Средняя точка) установите смещение градиента. Когда вы перемещаете данный ползунковый регулятор, вы изменяете позицию, где цвета переходят друг в друга. Иными словами, этим ползунковым регулятором устанавливается преобладание того или иного цвета в градиенте.
>   В поле со счетчиком Angle (Угол) укажите угол градиента. Для радиальных градиентов данное поле не активно.
>   В поле Edge pad (Сдвиг края) укажите степень резкости перехода цветов. Если увеличивать значение в данном поле, по краям градиента цвета будут оставаться практически неизменными, а переход цветов будет происходить на ограниченном отрезке, то есть будет менее плавным.
Созданный градиент можно сохранить в виде собственного шаблона, чтобы использо­вать этот градиент в дальнейплем. Для этого надо выполнить следующие действия.
>   В поле Presets (Заготовки) укажите имя созданного градиента.
106 I ГЛАВА 5
>   Нажмите кнопку Щ справа от поля Presets (Заготовки). Заготовка будет сохранена
Теперь, чтобы загрузить ранее созданный градиент, надо просто выбрать имя этого градиента в открывающемся списке Presets (Заготовки) Обратите внимание, в дан­ном открывающемся списке содержится большое количество имен уже готовых градиентов, поставляемых в составе CorelDRAW Если требуется удалить градиент из списка, надо выбрать имя этого градиента в открывающемся списке Presets (Заготовки), а затем нажать кнопку 0.
При создании радиальных, конических и квадратных градиентов становятся актив­ными поля группы Center Offset (Сдвиг центра). В этих полях указывается смещение центра градиента по горизонтали и вертикали относительно центральной точки обьекта в процентах По умолчанию центр градиента находится в центре объекта.
Теперь рассмотрим создание собственного градиента с произвольным количеством цветов В качестве примера создадим четырехцветный градиент, в котором черный цвет будет перетекать в желтый, желтый - в синий, синий - в белый. Иными сло­вами, наш градиент будет содержать черный, желтый, синий и белый цвета, которые именно в этом порядке будут перетекать друг в друга.
>   В открывающемся списке Туре (Тип) выберите тип градиента. Вы можете выбрать любой тип градиента, в данный момент это не так важно Лучше всего выбрать линейный градиент, чтобы хорошо видеть изменения.
>► Переключатель в секции Color Blend (Цветовой переход) установите в позицию Custom (Настройка) Вид диалога Fountain Fill (Градиентная заливка) при этом изменится(Рис 5 13)
Fountain F^iff
' ^^;44ii^pi
Angle; : 0,0
■ ffil
:'->>::S>^^:;M;l'i;;';'li?SSSSSS^
; Xvpe; [Uneat
^.
^^k
Center offset
i i Horteont&i:
Color blend OTffipcolof
111Ш'
0 |3jb,
Edge pad; ; ^
■^ 7
#)£ust(
Dm!
шиш ^
Current; |||||||||||||||||
Bji»
: Po^fUon; p
i i
и
^::.'':^M
^^^^p"
1 5
lers .. J
i Ptesets:
'-.............------..........
Carj^,.......
Рис. 5 13 Диалог Fountain Fill (Градиентная заливка) в режиме создания пользовательского градиента
иветные контуры и заливки объектов 1 107
В левой нижней части диалога вы видите полосу, в которой два цвета плавно пере­текают друг в друга, а в правой части располагается палитра для выбора цветов. Слева и справа над полосой градиента располагаются два квадратных маркера, символизирующих начальные и конечные цвета.
Итак, в данный момент у нас есть двухцветный градиент. Определим начальный и конечный цвета градиента. Напомним, что мы создаем четырехцветный градиент с начальным черным, конечным белым цветом и промежуточными желтым и синим цветами. В данный момент нас интересуют только начальный (черный) и конечный (белый) цвета.
>   Щелкните мышью на левом маркере над полосой градиента. Маркер станет чер­ным, это означает, что данный маркер выделен.
>   В палитре, расположенной справа, выберите черный цвет. Начальный цвет гра­диента изменится на черный.
>   Щелкните мышью на правом маркере над полосой градиента. Данный маркер станет черным, то есть выделится.
>   В палитре, расположенной справа, выберите белый цвет. Конечный цвет гради­ента изменится на белый.
Теперь у нас есть черно-белый градиент, то есть мы определили начальный и конеч­ный цвета. Далее займемся промежуточными цветами (желтым и синим).
>   Установите указатель мыши над полосой градиента на дистанции, равной при­мерно 1/3 от расстояния между первым и вторым маркером.
>   Дважды ш,елкните мышью. В указанной точке появится черный треугольный маркер. Это маркер промежуточного цвета.
>   Щелкните мышью на желтом образце цвета в палитре в правой части диалога. В полосе градиента появится промежуточный желтый цвет (Рис. 5.14).
Теперь наш градиент содержит три цвета: черный перетекает в желтый, а желтый -в белый. Но, как мы помним, желтый цвет должен перетекать в синий. Поэтому добавим в градиент еш,е один цвет.
>   Установите указатель мыши над полосой градиента примерно посередине между вторым (треугольным) и третьим (квадратным) маркерами.
>   Дважды щелкните мышью. В указанной точке появится второй треугольный маркер. Первый треугольный маркер станет белым. Это означает, что выделение с данного маркера сброшено.
>   Убедитесь, что второй (только что созданный) треугольный маркер залит черным цветом (то есть выделен). В противном случае щелкните на данном маркере мышью, чтобы выделить.
>   Выберите синий цвет в палитре, расположенной в правой части диалога. В гра­диенте появится синий цвет (Рис. 5.15).
108 I ГЛАВА 5
Fountain Fill lype; j Linear
Option? Angle;
Edge pad;
Center oFFset
Color blend
О Т^лю color             :0- Custom
Position;
:30
,- 'Ус. Current:
[.#)(.««
Cancel
ПГ
Help
Puc 5.14. В градиент добавлен третий цвет
eunt^iin Fill Type; 1 Linear
Options Angle;
;
й В
7o -------------
*
I
Others
4:-L:i^-^i- C^:'!:i04S.
Cancel i 1 Help
Center offset
Color blend ': ^ Тщо color
Position: ^'^
Edge pad;
#: Custom I % Current: H
9Xps^s\
®0
Puc. 5.15. В градиент добавлен четвертый цвет
Теперь нап! градиент содержит четыре цвета в задуманном нами порядке. Перемещая треугольные маркеры (квадратные не перемещаются), вы можете сме­щать позиции цветов в градиенте. Если какой-либо цвет вам в градиенте не нужен, вы можете удалить этот цвет, удалив соответствующий маркер. Например, удалим из градиента желтый цвет
иветные контуры и заливки объектов 1 109
>   Щелкните мышью на первом треугольном маркере Этот маркер определяет желтый цвет в градиенте. Маркер будет выделен, то есть станет черным.
>► Нажмите клавишу р^^щ. Маркер и соответствующий этому маркеру цвет будут удалены. Теперь у нас остался трехцветный градиент, в котором черный цвет перетекает в синий, и синий - в белый.
Также вы можете скорректировать вид градиента в полях Angle (Угол) и Edge pad (Сдвиг края). Позицию цвета градиента можно определять не только двигая маркеры мышью, но и в поле Position (Позиция). Предварительно маркер должен быть выделен.
Вот таким простым способом вы можете создавать градиенты, содержаидие любое количество цветов. Напомним, что градиент - это, как минимум, два цвета, плавно перетекаюпдих друг в друга.
Теперь рассмотрим еще один способ заливки объекта градиентом. Этот способ заклю­чается в использовании вкладки Object Properties (Свойства объекта) на панели Dockers (Вспомогательные окна).
>   Выделите объект, который хотите залить градиентом.
>   Выберите команду меню Window ♦ Dockers ♦ Properties (Окно ♦ Вспомогательные
окна ♦ Свойства объекта) или нажмите сочетание клавиш ^it |+ Enter). На панели Dockers (Вспомогательные окна) появится вкладка Object Properties (Свойства объекта) (Рис. 5.16).
Object. Properties
Fill Туре; 1 Fountain Fiil Fountain fill
Е:|
I; 4
О
f
i Adyaeced...
Puc. 5.16. Вспомогательное окно Object Properties (Свойства объекта)
> Перейдите на вкладку Fill (Заливка) вкладки Object Properties (Свойства объекта).
110 I ГЛАВА 5
>   В открывающемся списке Fill Туре (Тип заливки) выберите пункт Fountain Fill
(Градиентная заливка). Содержимое вкладки изменится.
>   С помощью кнопок в группе Fountain Fill (Градиентная заливка) выберите тип градиента (линейный, радиальный, конический или квадратный).
>   В открывающихся списках From (От) и То (К) выберите начальный и конечный цвета градиента. Результат вы увидите на образце, расположенном справа от дан­ных открывающихся списков.
>   Если требуется создать многоцветный градиент или более тонко настроить параметры градиента, нажмите кнопку Advanced (Дополнительно). Появится диалог Fountain Fill (Градиентная заливка), работу с которым мы только что рас­сматривали.
>   После настройки градиента нажмите кнопку Apply (Применить) в нижней части вкладки Object Properties (Свойства объекта). Выделенный объект будет залит созданным вами градиентом.
Для быстрого создания градиента в CorelDRAW предусмотрен еще один инструмент,
который называется
расположена в самом низу панели инструментов. Закрасим объект градиентом
с помощью инструмента
I Interactive Fill Tool (Интерактивная заливка).
>
Выделите объект в рабочей области.
Нажмите кнопку | ^| Interactive Fill Tool (Интерактивная заливка) на панели инструментов.
Установите указатель мыши на левую границу объекта. Указатель примет вид ^<:^.
Нажав и удерживая кнопку мыши, переместите указатель к правой границе объекта, после чего отпустите кнопку мыши. Объект будет залит градиентом (Рис. 5.17).
■ЫП
^НВШ^^
Ч
Рис. 5.17. Создание градиента инструментом Interactive Fill Tool (Интерактивная заливка)
Обратите внимание, что на объекте появились некоторые элементы управления. Это стрелка, обозначающая направление градиента, два квадратных маркера на границах объекта и полоса посередине стрелки. Чтобы изменить цвета градиента, выполните следующие действия.
Цветные контуры и заливки объектов 1111
>   Щелкните мышью на левом квадратном маркере.
>   В палитре цветов выберите начальный цвет. Начальный цвет градиента будет изменен.
>   Щелкните мышью на правом маркере. Маркер выделится.
>   В палитре цветов выберите конечный цвет градиента. Конечный цвет в градиенте изменится.
>   Перемеш^айте вертикальную полосу на стрелке, чтобы установить смепхение центра градиента.
Направление градиента определяется траекторией движения мыши. То есть, если при создании заливки вы будете перетаскивать указатель сверху вниз, то и направление градиента будет сверху вниз (вверху - начальный цвет, внизу - конечный).
Чтобы добавить цвет в созданный таким образом градиент, можно дважды щелкнуть мышью на стрелке в той позиции, в которой цвет должен быть добавлен. На стрелке появится новый маркер, для которого в палитре надо выбрать цвет. Маркеры можно перемещать вдоль стрелки и, тем самым, менять взаимное расположение цветов в градиентной заливке.
Заливка узором
CorelDRAW позволяет заливать замкнутые объекты узорами. При этом узоры запол­няют внутреннюю область объекта как черепица - крышу. В CorelDRAW различают двухцветные узоры, многоцветные узоры и произвольные растровые изображения (Рис. 5.18).
Г1.....]
ГХ1
X=L
^
1^
IZI
Рис. 5.18. Варианты узорных заливок
Разница между двумя последними типами заполнителей весьма условна, при этом работа со всеми типами узоров практически одинакова.
Вы можете создать ваш собственный узор с помош,ью графических редакторов. Для простых двухцветных узоров удобно использовать редактор узоров, встроенный в CorelDRAW. Вы можете также создать узор с помощью инструментов рисования в CorelDRAW и затем сохранить его как двухцветный или многоцветный. Это делается с помощью команды меню Tools ♦ Create ♦ Pattern Fill (Сервис ♦ Создать ♦ Узор).
Чтобы залить объект узором, выполните следующие действия.
Выделите объект с помощью инструмента
I Pick Tool (Выбор).
112 I ГЛАВА 5
>   Нажмите кнопку |j^ Fill (Заливка) на панели инструментов и из появившегося меню выберите команду Pattern Fill (Заливка узором). На экране появится диалог Pattern Fill (Заливка узором) (Рис. 5.19).
>   Настройте параметры узора (будут описаны ниже) и нажмите кнопку ОК диалога. Диалог будет закрыт, а объект залит выбранным вами узором.
Pattern Fill
i# 2-дэ1ог ШШ 1 ^FuU color ф Bfcmap ll
'^"^= ins
JQ
LiaA-........
■eiete ■ Create,.. \
: Ori0n- ..................................
Size
; ^. : 0,0 mm 14]
w
Re
dth: 50,0 mm И i
M ^! 0,0 mm l^-l Transform
sight; 50,0 mm \-^-\ )w or column offset
; SNw: 0,0* t Rotate: 0,0° ^■
pi Transform fil! with object
#Rfi^4 С Column i 0 ■ ^ % of tile size
. 5 Mirror Fill I
F.......... Сок
Cancel Help j \
............................................:
Рас. 5.19. Диалог Pattern Fill (Заливка узором)
В первую очередь в диалоге Pattern Fill (Заливка узором) следует выбрать тип узора с помощью переключателя, расположенного в левой верхней части диалога: 2-со1ог (Двухцветный узор), Full color (Полноцветный узор) и Bitmap (Рисунок).
Справа расположен графический открываюидийся список, в котором расположены шаблоны узора. Содержимое этого открывающегося списка меняется в зависимости от выбранного типа узора. Например, если выбран двухцветный тип узора, в откры­вающемся списке содержатся только образцы двухцветных узоров. В данном списке надо выбрать подходящий шаблон узора.
Также вы можете загрузить ранее созданный узор или создать собственный (вы можете создать только двухцветный узор). Чтобы загрузить узор, надо нажать кнопку Load (Загрузить) и в появившемся диалоге найти файл с ранее созданным узором.
Чтобы создать узор, надо нажать кнопку Create (Создать). При этом появится диа­лог Two-Color Pattern Editor (Редактор двухцветного узора) (Рис. 5.20). Кратко рассмотрим процедуру создания нового узора.
Основную часть диалога Two-Color Pattern Editor (Редактор двухцветного узора) занимает разлинованное в клетку рабочее поле. В этом поле вы и будете рисовать
Цветные контуры и заливки объектов 1113
свой узор. Справа надо настроить параметры узора. В первую очередь, надо выбрать разрешение узора, то есть количество точек по вертикали и горизонтали, из которых будет состоять узор. Здесь предлагается три варианта: 16x16, 32x32 и 64x64. Высо­кое разрешение следует использовать для узоров, содержащих множество деталей, в то время как для простых узоров можно обойтись низким разрешением.
Далее с помощью переключателя Реп Size (Размер пера) надо выбрать толщину пера, с помощью которого будет рисоваться узор. По мере рисования узора толщину пера можно изменять, то есть в узоре могут содержаться линии различной толщины.
После этого можно приступать к рисованию узора. Чтобы провести линию, надо установить указатель мыши на рабочем поле и, нажав и удерживая кнопку мыши, перемещать указатель. Здесь нет ничего сложного. Чтобы стереть линию, надо про­вести по этой линии указателем, удерживая нажатой правую кнопку мыши.
После того как узор создан, надо нажать кнопку ОК. Созданный вами узор будет добавлен в открывающийся список шаблонов и автоматически выбран.
fco-ColorPsttem Editor i^^l
Bitmap size . ,|
^i^xl6:
.,.32x32 ' ^ 64 X 64
Pen size 1 #Uxl : 02x2 ^""Mx4
^..-8x8
OK '3)
-""" 1 ......{ I
1
■^
1 mp M
Рис. 5.20. Редактор узоров
Далее надо выбрать цвет фона и линий узора. Это делается с помощью открывающихся списков Front (Передний план) - для линий и Back (Задний план) - для фона.
В нижней части диалога находятся группы полей и переключателей, с помоихью которых задаются некоторые параметры заливки узором.
•   Origin (Начало координат). Здесь задаются координаты, относительно которых будет размещаться узор.
•   Size (Размер). В данных полях задается размер узора.
114 I ГЛАВА 5
•   Transform (Трансформация). В поле Skew (Наклон) вы можете задать угол наклона узора относительно исходного, а в поле Rotate (Поворот) - угол пово­рота узора.
•   Row and column offset (Смещение строки или столбца). По умолчанию узор представляет собой ровные ряды и столбцы выбранных вами образцов. То есть образцы располагаются точно друг за другом и точно друг под другом без како­го-либо смещения по вертикали и горизонтали. С помощью элементов управле­ния группы Row and column offset (Смещение строки или столбца) вы можете сместить ячейки узора по вертикали и/или горизонтали.
•   Если флажок Transform fill with object (Преобразовать заливку вместе с объ­ектом) установлен, то при любой трансформации объекта (вращении, наклоне, искажении) таким же образом будет видоизменяться и узор, которым залит данный объект. В противном случае заливка будет оставаться неизменной при любых трансформациях объекта.
При выборе полноцветного узора или картинки в открывающемся списке образцов появляются шаблоны полноцветных узоров и графических изображений. Создать самому полноцветный узор или картинку в данном диалоге нельзя. Остальные параметры узора выбираются так же, как и для двухцветного узора. Для узора типа Bitmap (Рисунок) можно выбрать любое графическое изображение, содержащееся на диске Поддерживается огромное количество растровых форматов: от широко известных до экзотических.
После того как объект залит узором, на объекте появляется рамка, содержащая четыре маркера. В центре расположен ромбовидный маркер, с помощью которого можно перемещать узор по объекту, меняя смещение заливки. Круглый маркер в правом верхнем углу служит для изменения размеров и вращения заливки на объ­екте Квадратные маркеры на верхней и правой сторонах рамки предназначены для горизонтального и вертикального наклона узора.
Есть еще один способ залить объект узором. Данный способ удобен, если подходя­щий узор уже содержится в наборе образцов.
>   Выделите объект
>   Отобразите вкладку Object Properties (Свойства объекта) на панели Dockers (Вспомогательные окна)
>   Убедитесь, что на вкладке Object Properties (Свойства объекта) открыта вкладка Fill (Заливка)
>   В открывающемся списке Fill Туре (Тип заливки) выберите пункт Pattern Fill
(Заливка узором) (Рис. 5.21).
>   С помощью кнопок в группе Pattern Fill (Заливка узором) выберите тип заливки, соответственно двухцветный, полноцветный или рисунок.
иветные контуры и заливки объектов 1115
Щ^|||^^^.. » и
-IB
т
(
с* ;
\ ^ IH-Jl^lijlfepl^j:;^:!
1 Fill Туре;
1 1 Pattern Bll щ
Pattern fill
SBB
я
:::|с^уагк;ед.г*
Рис. 5.21. Инструменты выбора узора вспомогательного окна Object Properties (Свойства объекта)
>   В открываюпхемся списке, расположенном ниже, выберите шаблон узора или образец изображения. Для двухцветных узоров можно также задать цвет фона и линий.
>   Нажмите кнопку Apply (Применить), чтобы применить заливку к выделенному объекту. Далее с помош,ью маркеров остается лишь откорректировать положение узора в объекте (повернуть, изменить размер, наклонить и т.д.).
Напомним, что любой объект или рисунок в CorelDRAW можно сохранить в виде файла узора и использовать в дальнейшем для заливки. Для этого надо создать подходяш,ий рисунок, выделить его и выполнить команду меню Tools ♦ Create ♦ Pattern Fill (Сервис ♦ Создать ♦ Узор), после чего в появившемся диалоге указать расположение файла рисунка на диске.
Заливка текстурой
Для заливки объектов CorelDRAW предлагает так называемые процедурные текстуры. Это ни что иное, как изображения, созданные с помош,ью специальных алгоритмов и генератора случайных чисел. Процедурные текстуры напоминают некоторые природные явления, такие, как облака, минералы, или содержат абстрактные изобра­жения (Рис. 5.22). Напоминаем, CorelDRAW позволяет уменьшить размеры файлов с изображениями за счет того, что в файле будет храниться не сама текстура, а лишь числовые параметры генерации.
Чтобы залить объект текстурой, выполните следующие действия.
Выделите объект с помош.ью инструмента | ^^ | Pick Tool (Выбор)
116 I ГЛАВА 5
Ш1^
Рис. 5.22. Варианты заливки текстурой
Нажмите и удерживайте кнопку | v^^| Fill (Заливка) на панели инструментов до появления меню.
В появившемся меню выберите команду Texture Fill (Заливка текстурой). Появится одноименный диалог (Рис 5.23).
Выберите подходящую текстуру, настройте параметры текстуры и закройте диалог Texture Fill (Заливка текстурой) с помощью кнопки ОК.
Texture library
Lyic Name; Surfaces Texture #; Softness 7u: Density %: Eastern light: Northern light; Volume %; Shade; Light:
;2 010
125
Го........
Sawles
lexttire Ы.\
Air brush
Alabaster
Banded malachite
Blocks
Clouds, heavenly
Clouds. Midday
;-55 :-14 :83
^Н^1Ш^ 'ж^
^^^^
ЯШ Effl
Preview
Brightness ±%;
m
Рис 5.23 Диалог Texture Fill (Заливка текстурой)
Теперь более подробно рассмотрим настройки в диалоге Texture Fill (Заливка текстурой).
В открывающемся списке Texture Library (Библиотека текстур) выбирается библио­тека текстур. Каждая библиотека, в свою очередь, содержит широкий набор текстур. Названия текстур из выбранной библиотеки отображаются в списке Texture List
(Список текстур).
В списке Texture List (Список текстур) выбирается текстура. Изображение выбранной текстуры тут же появляется в поле предварительного просмотра, расположенном под списком
иветные контуры и заливки объектов 1117
Справа располагаются элементы управления, с помощью которых можно изменять параметры выбранной текстуры.
•   В поле Texture # (Текстура №) выбирается вариация выбранной текстуры.
•   В поле Softness (Мягкость) указывается мягкость текстуры. При увеличении мягкости переходы между разноцветными элементами текстуры становятся более плавными.
•   Density (Плотность). Здесь указывается плотность текстуры. То есть, если, например, текстура содержит изображения пузырьков, увеличение плотности приведет к увеличению количества этих пузырьков.
•   Eastern Light (Свет с востока) и Western Light (Свет с запада). В этих полях указывается уровень освещенности текстуры, соответственно с правой и левой стороны.
•   В поле Volume (Объем) указывается параметр, влияющий на зрительный объем текстуры.
•   В открывающихся списках Shade (Тень) и Light (Свет) выбираются цвета теневых и светлых участков текстуры.
•   В поле Brightness (Яркость) указывается яркость текстуры.
Используя вышеперечисленные параметры, можно изменить выбранную текстуру до неузнаваемости, то есть создать совершенно новую. Изменение параметров никак не влияет на изображение в поле предварительного просмотра. Изображение в дан­ном поле перерисуется только, когда вы нажмете кнопку Preview (Предварительный просмотр).
Теперь о главном. Во-первых, следует отметить, что текстуры занимают довольно много памяти и изображения, которые содержат много различных текстур, будут медленно печататься. Поэтому особенно следует обратить внимание на кнопку Options (Настройки), которая вызывает диалог Texture Options (Настройки текс­туры) (Рис. 5.24). С помощью данного диалога вы можете контролировать разрешение текстуры в точках на дюйм (Bitmap resolution) и размер текстуры в точках растра (Maximum tile width). При выборе разрешения необходимо принимать во внима­ние, как будет использоваться созданное изображение: только на экране монитора или в полиграфии.
Bitmap resolution: ."зоб......;'";:dpi                    C^.^<1^
'^^^^^^^*^^'*^'^...................         Sp^"1
Maximum tile width: 2049 ▼ ; pixels         f _——™.-™^
:     [.........Reset
Maximum bitmap size; 12 595 203
Puc. 5.24. Диалог Texture Options (Настройки текстуры)
118 I ГЛАВА 5
Во-вторых, как уже указывалось, при генерации текстур используется генератор случайных чисел. Поэтому вид выбранной текстуры можно менять случайным образом. Для этого надо разрешить изменение выбранных параметров текстуры путем нажатия кнопки с изображением замка рядом с параметром, и затем нажимать кнопку Preview (Предварительный просмотр). При каждом нажатии вид текстуры будет изменяться.
Следует отметить, что когда вы растягиваете объект, залитый растровым орнамен­том, масштаб заполнителя изменяется вместе с объектом. В зависимости от того, как сильно вы изменяете размер объекта, это может привести к некоторой потере резкости текстуры. Чтобы избежать этого, удалите текстурную заливку из объекта, растяните объект, а затем снова заполните.
Другой способ залить объект текстурой - это использовать вкладку Object Properties (Свойства объекта) и вложенную вкладку Fill (Заливка) на панели вспомогательных окон. Для этого надо в открывающемся списке вкладки Fill (Заливка) выбрать пункт Texture Fill (Заливка текстурой), а затем в нижерасположенных открывающихся списках последовательно выбрать библиотеку, название текстуры (или графический образец текстуры). Как видите, данная вкладка не содержит настраиваемых пара­метров текстуры, но вы можете открыть диалог Texture Fill (Заливка текстурой), нажав кнопку Advanced (Дополнительно).
Заливка PostScript
Заливку в формате PostScript можно распечатать только на принтере, который поддерживает указанный формат. Поэтому применять данный вид заливки следует осторожно.
Чтобы залить объект текстурой PostScript, выполните следующие действия.
Выделите объект с помощью инструмента | ^ | Pick Tool (Выбор)
>   Нажмите и удерживайте кнопку |^^| Fill (Заливка) на панели инструментов до появления меню кнопки.
>   В появившемся меню выберите команду PostScript Fill (Заливка Post­Script). На экране появится диалог PostScript Texture (Текстура PostScript) (Рис. 5.25).
>   Выберите и настройте текстуру, после чего нажмите кнопку ОК диалога. Объект будет залит выбранной вами текстурой, а диалог PostScript Texture (Текстура PostScript) закроется.
В левой верхней части диалога PostScript Texture (Текстура PostScript) содер­жится список доступных текстур. При выборе в этом списке названия текстуры вид последней отображается в окне просмотра, расположенном правее. Но, чтобы вид текстуры отображался, надо предварительно установить флажок Preview fill
Цветные контуры и заливки объектов 1119
(Предварительный просмотр). Иначе в поле предварительного просмотра будет отображаться только название текстуры.
■■■pojtScHutTtxtufd
•ЩЩ
Archimedes Bars
Basketweave Birds
a
1 r* [ '■[ i'*'i
1 1 1 1 1 !
r 'r' ■[' I' I' 1
y.L..L Cancel '
,i., 1. 1 ,,1 ,1, 1
1 1 'l '"I'l^'v"
tEtE .-----------------------■■
Bubbles Carpet CircleGrid ColorBubbles
: yr
'I'lOlO!
^ ; Це!р 1 ]
^.J..|_L.j..*^.±^.a_j_l
r r
11
1 F 1111
'i; Л..
1 1 1 1 1
, 1 I ' 1 1 i '
, Г, r,
1, TV V 1 1
,l,i|l,l,l,
•т-Ц-J- !V^ Preview hi! |
............1
: Parameters Frequency:
Line width:
: Foreground gray: : Background gray:
PePresh
.
8
\:-
5
\t ij
100
0
.....t^y
Рас. 5.25. Диалог PostScript Texture (Текстура PostScript)
Ниже расположены поля, в которых можно настроить некоторые параметры текс­туры: частоту, толщину линий, а также максимальную и минимальную интенсив­ность серых тонов. Чтобы посмотреть сделанные изменения, следует нажать кнопку Refresh (Обновить). При этом текстура в поле предварительного просмотра будет перерисована.
Подведем итоги
в данной главе мы познакомились с вариантами и способами заливок объектов. Напомним, что любой объект (кроме линий) может содержать контур (абрис) и заливку. Заливку и контур можно также сделать прозрачными.
Объект может быть залит однородным цветом градиентом, узором, математической текстурой и текстурой PostScript.
Однородный цвет можно выбрать, используя разные цветовые модели и палитры, поставляемые в составе программы. Также вы можете сами создавать и править существующие палитры.
При заливке градиентом вы можете выбрать один из четырех типов градиента, а также определить цвета и тонко настроить параметры подобной заливки. Кроме того, вам предлагается множество готовых шаблонов градиентов, которые вы также можете править и сохранять как собственные.
120 I ГЛАВА 5
Заливка текстурой может значительно украсить ваш рисунок. Кроме огромного мно­жества настраиваемых образцов текстур, вы можете создать собственную, загрузив графическое изображение, которое будет использоваться в качестве текстуры.
Для печати документов на PostScript-принтерах можно использовать текстуры PostScript, образцов которых также достаточно много.
В данной главе вы могли убедиться, что для заливки объектов можно использовать разные методы, например, диалоги и вспомогательные окна. Как правило, во вспо­могательных окнах представлен базовый набор параметров, которые вы можете настроить, а в диалогах собраны все средства для создания и тонкой настройки свойств заливки.
Используются технологии uCoz